В ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса ПГГПУ.


Студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, могут быть разработаны индивидуальные учебные планы. По дисциплинам учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Прохождение практики студентами с инвалидностью организуется в соответствии с рекомендациями ИПРА на основе индивидуального плана практики в организациях-партнерах.

 
Для освоения дисциплины «Физическая культура» «ПГГПУ» устанавливает особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.


В университете разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Совместно с руководителями структурных подразделений проведена экспертиза учебных корпусов и общежитий ПГГПУ на соответствие доступности маломобильным группам населения. Составлен перечень дооборудования помещений с целью предоставления максимальной мобильности студентам и преподавателям с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах «ПГГПУ» имеются пандусы, перила и удобные съезды.

С паспортом доступности ПГГПУ можно ознакомиться здесь: Паспорт доступности ПГГПУ.

Также в вузе имеется электронная библиотека ПГГПУ, которая позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами. ЭБ ПГГПУ включает электронные версии документов созданных сотрудниками структурных подразделений ПГГПУ в процессе научно-исследовательской деятельности, а также работниками сторонних организаций, которые опубликовали свои материалы в издательстве ПГГПУ и передали университету право на их размещение в открытом доступе, а также сторонних сотрудников, согласных разместить свои издания и материалы на сайте ПГГПУ. ЭБ включает электронные документы авторов/правообладателей и оригинал-макеты из РИО ПГГПУ и других издательств, если преподаватель ПГГПУ опубликовал там работу.

Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью имеет доступ к Коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ЭБ МГППУ, в рамках соглашения о взаимодействии ПГГПУ и МГППУ.

Контент библиотеки включает также электронные документы, переданные из ЭБ Челябинского и Башкирского госпедуниверситетов в соответствии с Договором о сотрудничестве вузов. Большинство ООП реализуются с использованием системы электронной поддержки образовательных курсов, которая обеспечивает онлайн поддержку образования.

В ПГГПУ создан сервис, который обеспечивает онлайн трансляцию занятий и мероприятий университета и создание видеозаписей открытых дистанционных лекций.

п/п

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

1.

Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями

1.1.

Общее число учебных корпусов в ВУЗе

Из них  число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся:

4 учебных корпуса

 

 

 

с нарушениями зрения

специально оборудованные учебные кабинеты и приспособленные объекты для проведения практических занятий

Присутствует частично в 4 учебных корпусах

аудитория 103 (1 этаж 2 корпус), аудитория А105 (1 этаж 4 корпус)

 с нарушениями слуха

Присутствует частично в 4 учебных корпусах

 

с нарушениями опорно-двигательного   аппарата

специально оборудованные учебные кабинеты и приспособленные объекты для проведения практических занятий

Присутствует частично в 4 учебных корпусах

аудитория 103 (1 этаж 2 корпус), аудитория А105 (1 этаж 4 корпус)

1.2.

Наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)

Имеется вход с минимальным перепадом высот; а также вход, оборудованный пандусом 

1.3.

Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)

На первом этаже главного корпуса, без перепада высот от уровня входа находится фундаментальная библиотека, в остальных корпусах - учебные аудитории, методические кабинеты и компьютерные классы

1.4.

Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)

Присутствует частично – оборудован санузел в корпусе № 4, в 2021 г. проводятся работы по обустройству санузла для инвалидов в учебном корпусе № 2

1.5.

Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.

Учебные корпуса университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло

1.6.

Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих

Присутствует

1.7.

Доступность библиотечного фонда для обучающихся:

 

 

 

с нарушениями зрения

Присутствует частично

с нарушениями слуха

Присутствует частично

 

с нарушениями опорно-двигательного   аппарата

Присутствует частично

2.

Обеспеченность деятельности по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией

2.1.

Наличие на сайте вуза специального  раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2.2.

Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ

Присутствует

Локальные акты, регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

2.3.

Официально утвержденные паспорта доступности зданий

Паспорт доступности объекта 8, Пушкина, 44(2 к.) Видеопаспорт объекта

Паспорт доступности объекта 9, Советская, 62 (2 об.) Видеопаспорт объекта

Паспорт доступности объекта 10, Семченко, 13 (3 об.) Видеопаспорт объекта

Паспорт доступности объекта 11, Пермская, 65 (5 к.) Видеопаспорт объекта

Паспорт доступности объекта 12, 25 Октября, 37 (4 об.) Видеопаспорт объекта

Паспорт доступности объекта 13, Сибирская, 24 (1 к.) Видеопаспорт объекта

Паспорт доступности объекта 14, Пушкина, 42 (4 к.) Видеопаспорт объекта

2.4.

Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2.5.

Наличие на сайте информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ 

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Раздел. Абитуриенту. Подраздел. Порядок приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

3.

Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами

3.1.

Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Отдел основных образовательных программ 

Раздел. Университет

Подразделы. Подразделения – Учебные подразделения – Учебно-методическое управление – Подразделения УМУ - Отдел основных  образовательных программ 

3.2.

Ответственный за организацию сопровождения студентов с  ОВЗ и инвалидностью в вузе

Присутствует

Лестова Наталья Львовна, специалист отдела основных образовательных программ 

ул. Сибирская 24, каб.26, (342) 215–18–45 (347)

lestova@pspu.ru

Раздел. Университет

Подразделы. Подразделения – Учебные подразделения – Учебно-методическое управление – Подразделения УМУ - Отдел основных образовательных программ 

3.3.

Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Присутствует

В штате университета состоят педагогические работники профильных кафедр (кафедры специальной педагогики и психологии, кафедры логопедии и коммуникативных технологий, кафедры социальной педагогикикафедры адаптивной и лечебной физической культуры) со специальным дефектологическим образованием, имеющие опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью:

  • педагог-психолог
  • социальный педагог
  • специалист по техническим и программным средствам
  • профориентолог
  • сурдопедагог
  • переводчик русского жестового языка (переводчик-дактилолог)
  • тифлопедагог
  • тьютор
  • ассистент-помощник

3.4.

Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

Присутствует при необходимости

В 2019-2020 учебном году заявления от обучающихся с ОВЗ и инвалидностью о предоставлении услуг ассистента (помощника) как необходимом специальном условии для получения образования отсутствуют

 

3.5

Общее число ППС прошедших повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течении 3-х лет

51

Тематика курсов повышения квалификации/ программ переподготовки:

-  Доступная образовательная среда в ВУЗе. Психолого-педагогические условия сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва);

-  Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь);

-  «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва);

-  Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании (ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования", Пермь);

-  Клиническая психология (ГБОУ ВПО «ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера», Пермь);

-  Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: альтернативная коммуникация (ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург);

-  Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях (ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет, Москва);

-  Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» («Учитель-дефектолог») (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Москва);

-  Современные технологии управления волонтерской деятельностью и развитие профессионального мастерства руководителей волонтерских центров движения «Абилимпикс» (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва);

Современные представления о слепоглухоте: социальные, психологические педагогические аспекты (ИКП РАО, Москва)

4

Профориентация в системе инклюзивного высшего образования

4.1.

Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профориентация в системе инклюзивного образования

 

5

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

5.1.

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:

 

 

наличие адаптационных модулей

Присутствует

выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией

Присутствует

включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

наличие адаптированной программы практики

Присутствует

наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации

Присутствует

5.2.

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами

Присутствует

5.3.

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

 

 

инклюзивная в общих группах

Присутствует

специальная в специализированных группах

Присутствует частично (для занятий по физической культуре)

смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)

Присутствует

 

по индивидуальному учебному плану

Присутствует

с применением дистанционных технологий

Присутствует

6.

Техническое обеспечение образования лиц с ОВЗ и инвалидностью

6.1.

Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.

Имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски

6.2.

Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)

Имеются электронные УМК, учебники на электронных носителях, видеолекции, организована онлайн трансляция учебного процесса в ресурсных центрах и мультимедийных аудиториях

6.3.

Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)

Имеются рабочие места, оборудованные персональными документ-камерами и пр.

6.4.

Обеспечение возможности дистанционного обучения

Система электронной поддержки образовательных курсов - http://moodle.pspu.ru/ 

6.5.

Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

Присутствует частично

6.6.

Наличие адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ производственного оборудования

Не предусмотрено

6.7.

Комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)

Присутствует частично

6.8.

Наличие иного адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудования

Присутствует частично

7

Качество организации процесса обучения и сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ

7.1.

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью:

 

 

психолого-педагогического сопровождения

Присутствует

медицинского сопровождения

Отсутствует

тьюторинга

Присутствует

социально-реабилитационного сопровождения

Присутствует

7.2.

Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

7.3.

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью дополнительной финансовой поддержки (специальные стипендии, гранты и т.п.)

Присутствует

7.4.

Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с  ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

7.5.

Наличие в вузе досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

8.

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью

8.1.

Наличие отдела по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Подразделения. Подразделы. Учебно-методическое управление - Отдел практики, трудоустройства и профессионального сопровождения

8.2.

Наличие программы содействия трудоустройству выпускникв с ОВЗ и инвалидностью

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

9. 

Обеспеченность постдипломного сопровождения

9.1.

Наличие программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам ВО

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Постдипломное сопровождение.