Top.Mail.Ru
Справочная информация
  • Альбом заявлений для студентов

  • Бакалавриат


    Магистратура



    Аспирантура




    * Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, регулируется Положением о языке преподавания по основным профессиональным образовательным программам высшего образования-программам бакалавриата и магистратуры ФГБОУ ВО ПГГПУ


    ОБРАЗОВАНИЕ

    С 2020 года в Пермском государственном гуманитарно-педагогической университете идет трансформация образовательного процесса и внедрение дополнительных траекторий профессионального развития (ДТПР).

    В чем особенности новой модели образования?


    Ядерная программа

    В первую очередь студенты ПГГПУ осваивают ядерную часть программы для всех направлений подготовки. Ядро включает в себя общеобразовательную и общепрофессиональную части.

    В общеобразовательное Ядро входят базовые общеобразовательные дисциплины, обязательные для изучения студентами всех направлений подготовки. Это значит, что будущие педагоги, психологи, программисты, лингвисты, музыканты и все другие получат одинаковый объем базовых знаний.

    В общепрофессиональное Ядро входят базовые общепрофессиональные дисциплины, обязательные для изучения студентами одного направления подготовки, что позволяет обеспечивать единство требований к подготовке специалистов в рамках направления подготовки. Например, Ядро педагогического образования включает в себя дисциплины и практики, обязательные для будущих педагогов, а Ядро ИТ-образования – дисциплины и практики, обязательные для будущих программистов и специалистов ИТ-сферы.

    В большинстве программ изучение Ядерных дисциплин и практик проходит на 1 и 2 курсах.

    В результате освоения Ядерной программы студенты осваивают такие важные в современном мире «мягкие» компетенции, как профессиональная коммуникация на русском и иностранном языках, цифровая грамотность и критическое мышление, понимание культурно-исторических процессов, умение работать в междисциплинарных командах, планировать научное исследование, реализовывать проект, решать комплексные задачи.


    Профессиональный блок

    Как правило, на 2 и последующих курсах наступает время изучения профессионально-ориентированных дисциплин и практик. К этому времени у студентов уже сформировался общий кругозор, и они ориентированы на получение специальных углубленных знаний по выбранной профессии.

    Профессиональный блок состоит из профессиональных модулей, куда входят дисциплины и практики, направленные на формирование блока профессиональных компетенций и освоение профессиональной квалификации – будущей профессии.

    Если студент обучается по одному профилю, то в состав его основной образовательной программы входит один профессиональный модуль. При обучении на двухпрофильных программах в рамках основной образовательной программы студенты осваивают две квалификации – две профессии.

    Ряд основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образования (с двумя профилями подготовки) реализуются в Университете по модели «Открытый профиль (профиль по выбору)». В этом случае по окончании третьего курса студенты могут самостоятельно выбрать второй профиль (вторую профессию) и построить свою индивидуальную траекторию профессионального развития. Перечень профилей по выбору формируется Университетом на основе кадровых запросов, а также их востребованности среди студентов.

    Профессиональный блок формирует профессиональные компетенции. Он предполагает глубокое освоение дисциплин того направления подготовки, на которое студент поступил в вуз или того профиля, который он выбрал в конце 3 курса. Набор профессиональных дисциплин и практик позволяет студентам освоить трудовые функции и действия в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и Профессиональным стандартом по соответствующей профессии.


    Элективы

    Третьим элементом модели образования ПГГПУ являются кампусные элективные модули «Дополнительные траектории профессионального развития» – курсы по выбору. Благодаря им студенты получают возможность самостоятельно выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития (ИТПР).

    С 2020 года ДТПР включены в подготовку по образовательным программам очной формы обучения направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образования (с двумя профилями подготовки). С 2024-2025 учебного года планируется включение элективных модулей «Дополнительные траектории профессионального развития» в реализацию образовательных программ по другим направлениям подготовки, в том числе 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое образование), 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика и др.

    Особенностью элективных кампусных модулей ПГГПУ является то, что они включают в себя не отдельные дисциплины, а единый комплекс дисциплин и связанных с ними практик, которые позволяют освоить конкретную профессиональную микроквалификацию. В настоящее время в Банк элективных кампусных модулей входит более 30 таких курсов по разным направлениям: коммуникация, психология, цифровые компетенции, образование, воспитание, инклюзия, дополнительное образование, предпринимательство, искусство. Кампусные элективы могут быть направлены на углубленное изучение выбранной научной или профессиональной сферы, или позволяют студентам расширить свои возможности и освоить дополнительные компетенции в других областях. Каждый год перечень кампусных элективов пополняется новыми актуальными модулями.

    Система кампусных элективов доступна студентам 2-4 курсов. Каждый год ведущие преподаватели в форме образовательного стендапа представляют свой курс, и студенты, оценив их содержание и свои интересы, могут записаться на выбранный курс. При этом формируется межфакультетская учебная группа, в которой могут одновременно обучаться студенты разных курсов, разных образовательных программ и разных факультетов. Таким образом, за период обучения каждый студент становится участником нескольких учебных групп и исследовательских команд. Цель данного подхода – дать более широкое образование и возможность выстроить междисциплинарные связи, что крайне важно на современном рынке труда.

    На выпускном курсе студенты, обучающиеся в ПГГПУ, могут освоить программу специализации и стажировки, выбрав для себя углубленное направление профессионального развития.

    При желании студенты ПГГПУ могут получить дополнительную квалификацию, что будет засвидетельствовано документом государственного образца (свидетельством о профессиональной переподготовке или свидетельством о повышении квалификации). Для этого в новой образовательной модели разработана система сопряжения основного и дополнительного образования. От 50 до 75% программы дополнительной квалификации (дополнительной профессии) студент может освоить в рамках своей основной образовательной программы, изучив последовательно 1-2 кампусных электива. Оставшуюся часть программы дополнительной квалификации студент может освоить платно в рамках дополнительного профессионального образования, защитив итоговую аттестационную работу и получить дополнительную профессию.


    Практики

    Практическая подготовка – важнейший элемент обучения в ПГГПУ. Каждая программа предусматривает Общеобразовательные Ядерные практики, в ходе которых студенты осваивают навыки профессиональной коммуникации, работы с цифровыми ресурсами, создания и реализации собственного проекта.

    Общепрофессиональные Ядерные практики позволяют студентам освоить базовые профессиональные навыки в соответствии с выбранной профессией, подготовиться к профильным производственным практикам.

    С 3-4 курса студенты под руководством наставников проходят практику в профильных организациях и предприятиях, по результатам которых большинство из студентов начинают работать по профилю подготовки, совмещая учебу в Университете с работой.


    Государственная итоговая аттестация

    Выпускники ПГГПУ в ходе прохождения государственной итоговой аттестации проявляют высокий уровень готовности к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения задач профессионально-педагогической деятельности.

    26 декабря 2022 г. открыт Центр профессиональных (демонстрационных) экзаменов ПГГПУ - учебное структурное подразделение университета - в рамках реализации комплексной программы Министерства просвещения РФ по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов «Учитель будущего поколения России» (ДемоЦентр).

    К настоящему моменту разработан и внедрен механизм и содержание государственного экзамена в структуре ГИА в форме профессионального (демонстрационного) экзамена по очной и заочной формам обучения, создан Банк кейс-заданий для проведения профессионального (демонстрационного) экзамена для обучающихся, выпускников.

    Также ведет работу «Биржа выпускников». Так в ДемоЦентре называют механизм поиска и подбора молодых педагогических кадров для системы образования г. Перми и Пермского края. В день государственного экзамена работодатели (директора и завучи), ищущие педагогов, могут прийти в ДемоЦентр и вживую на плазменных панелях в зале совещаний понаблюдать за тем, как выпускники сдают профессиональный (демонстрационный) экзамен (проводят уроки и образовательные события), не вмешиваясь в его процедуру ГИА. Предложение о трудоустройстве может быть озвучено сразу же после экзамена любому выпускнику.

    Актуальность тем выпускных квалификационных работ соответствует современному состоянию и перспективам развития педагогической науки и системы отечественного образования, интересам и потребностям работодателей.

    Студенты выполняют выпускные квалификационные работы по запросу работодателей – образовательных организаций основного общего и высшего образования, иных профильных организаций г. Перми и Пермского края. Студенты апробируют подготовленные в рамках выполнения курсовых и выпускных работ дидактические и методические материалы в образовательных организациях.

    Не менее 20% ВКР реализуются по заказу работодателей. Создан Банк ВКР, реализуемых по заказу работодателей.

    Таким образом, система высшего образования в ПГГПУ позволяет студентам выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, стать образованным человеком, освоить как обязательные профессиональные компетенции, так и специальниые профессиональные компетенции, и стать высококвалифицированным специалистом, обладающим уникальными качествами, способным к саморазвитию и востребованным на рынке труда.