Кафедра педагогики и психологии

Крузе Борис Александрович
  • Крузе Борис Александрович
  • зав.кафедрой педагогики и психологии, профессор
  • доктор педагогических наук, профессор
  • ул. Пушкина, 42, ауд. 317 (3 этаж)
  • (342) 215-18-76 доб. 418,435
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кафедра педагогики и психологии образована в 2018 году в логике идей интеграции психологической и педагогической подготовки и переподготовки учителя, кадров высшей квалификации, как ответ на вызовы, объективно возникающие перед системой образования в 21 веке. Научно-образовательные традиции, которые обеспечивают эффективную деятельность кафедры были сформированы двумя научным школами, основателями которых являются два выдающихся учёных: педагогическая научная школа профессора И.Е. Шварца и психологическая научная школа проф. В.С. Мерлина.

Таким образом, сфера научных интересов кафедры представляет собой синтез классических и современных проблем психологии и педагогики:

исследование психологии субъектов образовательного процесса в рамках теории интегральной индивидуальности в зависимости от индивидуальных, возрастных, социальных и педагогических условий развития;

развитие индивидуально-личностного потенциала учащихся в системе общего, дополнительного и профессионального образования;

исследование механизмов развития учителя;

психолого-педагогические проблемы международного образования.

Сегодня кафедра обеспечивает учебный процесс на12 факультетах вуза по программам бакалавриата, четырём программам магистратуры и двум программам подготовки кадров высшей квалификации «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования».

Следуя интегративным идеям, лежащим в основе образования кафедры, в 2018 году в рамках направления подготовки «психолого-педагогическое образование» разработана магистерская программа «Психология и педагогика», призванная обеспечить современных работников образования арсеналом психологических и педагогических технологий обеспечения образовательного процесса на разных уровнях образования (общего, профессионального, дополнительного) и предложить выпускникам новую, востребованную в современных условиях, квалификацию педагог-психолог.

Немаловажным направлением образовательной деятельности кафедры являются психолого-педагогические тенденции международного образования. Заведующий кафедрой является заместителем руководителя первого на территории Содружества независимых государств Провайдер центра Международного бакалавриата. Студенты, осваивающие образовательные программы кафедры, имеют возможность получения дополнительной квалификации специалиста Международного бакалавриата с получением официального сертификаты этой организации, который выдаётся офисом Международного бакалавриата в Вашингтоне (США).

Большую роль играет кафедра в профориентационной работе, популяризации профессии педагога и педагога-психолога. Важнейшим социальным и научно-образовательным партнёром кафедры стал Международный детский центр «Артек». Магистранты кафедры педагогики и психологии приняли участие в международном форуме городов-партнёров и побратимов России и Германии, который проходил в Гамбурге при поддержке фондов германской стороны, а также посла России в ФРГ Сергея Юрьевича Нечаева, который также лично присутствовал на форуме. Магистранты кафедры совместно с делегацией из администрации города Дуйсбурга разработали совместный проект, в рамках которого планируется привлекать молодёжь из города Перми и Дуйсбурга для улучшения городской среды. Проект был успешно представлен и защищён в администрации города Гамбурга  и имеет долгосрочную перспективу.

Преподавателями кафедры в сотрудничестве с ректоратом, профсоюзным комитетом студентов, студенческим клубом организуются 7 общеуниверситетских воспитательных мероприятий: фестиваль мини-спектаклей первокурсников «Мое педагогическое кредо» – с 1999 г., конкурс творческих работ второкурсников «Грани таланта»  – с 2007 г., конкурс вожатского мастерства «Летний фейерверк» с 2003 г., Олимпиада по педагогике – с 2002 г., конкурс «Лучший студент ПГГПУ»   педагогический тур – с 2004 г., конкурс «Педагог завтрашнего дня» – с 2010/11 уч.г., а также совместно с общеуниверситетской кафедрой иностранных языков и факультетом иностранных языков – игра «Педагоги говорят по-английски» – с 2011 г.

Традиционно преподаватели кафедры готовят победителей олимпиады ПГГПУ к участию во Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике в г. Челябинск, где команда традиционно занимает первые или вторые места как в абсолютном первенстве, так и в отдельных  номинациях. Команды студентов также принимали участие в олимпиаде по педагогике Поволжского федерального округа (2013 – победы в номинациях), в Международной олимпиаде по педагогике в г. Новокузнецк (2013, 2015), во Всероссийской олимпиаде по педагогике в г. Киров (2015), во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства будущих педагогов «Открытый урок» в г. Глазов (2016 – 2 место).

Силами преподавателей кафедры ежегодно организуется команда аспирантов для участия во Всероссийской олимпиаде по педагогическим специальностям «Научное творчество» (в РГПУ им.А.И. Герцена, СПб). В 2009, 2011 и 2016 годах команда выиграла дипломы абсолютного победителя, в остальные годы – дипломы победителей в номинациях.

В рамках функционирования структурных подразделений университета были созданы: Научно-практическая психологическая лаборатория (с 2001 г, руководитель – профессор кафедры Е.А. Силина), Лаборатория дополнительного образования детей (с 2007 г.) , Центр профессионального образования (с 2008 г.)., лаборатория «Тьюторское сопровождение в образовании» (с 2011 г.) Преподаватели кафедры участвуют в реализации программ дополнительного образования,проводятся курсы повышения квалификации, контингент обучающихся по ним составляет работники образования (учителя школ, педагоги дополнительного образования детей, преподаватели и мастера средних специальных учебных заведений). В 2018 году кафедрой разработана программа переподготовки «Психолог в сфере образования».

Преподаватели кафедры традиционно являются членами оргкомитета международных, всероссийских и региональных научных мероприятий.

С 2010 года проводится научная сессия «Парад научных педагогических школ» посвященной И.Е. Шварцу, в рамках которой с информацией о своих научных направлениях выступили 9 докторов педагогических наук со своими аспирантами; проходил конкурс кратких выступлений аспирантов по педагогическим специальностям; представлены сообщения педагогов-исследователей Университетского округа ПГГПУ.

Преподавателями кафедры ежегодно публикуется 3-5 статей в изданиях, индексируемых Web of Science/Scopus, 15-20статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ или включенных в РИНЦ, 20-30 статей в прочих изданиях, в том числе –2-3 в зарубежных.

Сотрудники кафедры – 23 человека, из них 3 доктора наук, 5 профессоров, 13 кандидатов наук, 12 доцентов, 1 старший преподаватель, 5 ассистентов. Они являются членами диссертационных советов, оппонентами по кандидатским и докторским диссертациям, экспертами, членами и председателями жюри конкурса Учитель года.

История кафедры

Кафедра основана на базе двух научных школ, поэтому, история кафедры – это история становления и развития психологической научной школы профессора В.С. Мерлина и педагогической научной школы проф.И.Е. Шварца.

Истоки психологической научной школы связаны с периодом организации в 1916 г. филиала Петроградского государственного университета, преобразованного в 1921 г. в Пермский педагогический институт. Первым заведующим кафедрой психологии был магистр по философии, приват-доцент Петроградского университета А.И. Сырцов. В 1916 г. им была организована, а также укреплена научными кадрами и благополучно сохранена, несмотря на многочисленные преобразования, первая в Перми кафедра психологии.

В 1927 г. заведование кафедрой перешло к профессору Николаю Александровичу Коновалову, получившему историко-филологическое и психо-неврологическое образование в Петербургском университете. Он отличался организаторским талантом, широкой эрудицией и активной научной деятельностью. Его научные интересы простирались от «умственно отсталых и трудновоспитуемых детей» до «психологических факторов в обороне» (личности, темперамента и характера). С 1929 года при кафедре психологии открыта аспирантура. Ученик и преемник Н.А. Коновалова   Всеволод Васильевич Пшеничнов унаследовал педагогическую разносторонность подходов в изучении ребёнка и привнёс экспериментальное изучение характера с применением вариативного исчисления. Им была создана и основательно оснащена лаборатория экспериментальной психологии. Пшеничнов В.В. заведовал кафедрой с 1946 по 1954 г. Он читал лекционный курс по общей психологии, спецкурсы по психологии фрейдизма, проблемам одаренности, эксперименту по изучению характера, вел практикум по экспериментальной психологии. В 1949 г. после окончания психологического отделения факультета философии Ленинградского университета в Пермский государственный педагогический институт был направлен по распределению И.М.Палей, один из выдающихся психологов, соратник, и во многом единомышленник приехавшего в 1954 г. в Пермь на должность заведующего кафедрой психологии профессора В.С. Мерлина. В настоящее время в пермской психологической школе не только продолжается направление исследования разноуровневой индивидуальности человека, основанное В.С. Мерлиным, но и достаточно основательно изучается его научное наследие.

Сегодня можно достаточно определенно говорить о том (полноценные архивные данные отсутствуют), что с 50-х годов курс общей психологии преподавался на всех факультетах и специальностях как дневного, так и заочного отделений Пермского пединститута. Естественно, что наиболее «психологизированным» был факультет дошкольной педагогики и психологии, где с 1954 до 1982 года преподавал проф. В.С. Мерлин. Кроме курса «общей психологии», который всегда там читался В.С. Мерлиным, важнейшей составляющей психологического образования на этом факультете был курс «детской психологии», читаемый доц. Э.И. Маствилискер и спецкурсы (В.С. Мерлин, Э.И. Маствилискер). Проблемы содержания и методики преподавания психологии всегда были в поле самого пристального внимания В.С. Мерлина. Наиболее ярко это проявилось в публикации статьи в «Вопросах психологии» 1964 г. «Чему и как учить будущих учителей по психологии» и вышедшего в Пермском пединституте сборника «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» (Пермь, 1966 г.).

Анализ основных работ В.С. Мерлина по педагогической проблематике и собственный опыт обучения в аспирантуре и последующей работе на кафедре с проф. В.С. Мерлиным позволяют сформулировать некоторые, на наш взгляд, основные принципы преподавания психологии, заложенные В.С. Мерлиным, и реализованные на протяжении всех последующих лет (это стало заметно именно после его ухода из жизни и сохраняется до настоящего времени) можно обозначить следующим образом:

1.      Логичность и строгая научность преподаваемого материала.

2.      Оперирование современными теориями, фактами, аргументами.

3.      Естественнонаучный подход к психике – обеспечивать понимание студентами анатомо-физиологических основ психологических феноменов.

4.      Корректное изложение точек зрения возможных оппонентов – «не оглуплять противника».

5.      Проблемное изложение любого учебного материала, когда при сопоставлении точек зрения, аргументов и т.п. студенты как будто сами открывают психологическую закономерность, феномен.

6.      Личностный подход в преподавании психологическических наук.

7.      Развитие самостоятельной работы студентов  углубленное изучение «первоисточников», проведение самостоятельных учебно-исследовательских заданий в виде лабораторных работ, решение психологических задач.

8.      Связь психологии с практикой, прежде всего, с практикой обучения и воспитания.

В результате этой систематической работы всего коллектива кафедры в 1974 г. в издательстве «Просвещение» был выпущен «Сборник задач по общей психологии» под редакцией В.С. Мерлина. Это был один из первых сборников психологических задач в Советском Союзе.

Учебно-методическому обеспечению студентов современными психологическими знаниями служили написанные В.С. Мерлиным главы «Темперамент» и «Характер» для учебника «Общая психология» под. ред. Петровского А.В. 1970 (1 изд.) и 1976 г. (2 изд.). Легко понять, что проф.В.С. Мерлин был приглашен участвовать в написании учебника для педагогических вузов как самый крупный специалист того времени по означенным темам, но и до сегодняшнего дня эти главы никем (во всех сравниваемых современных учебниках по общей психологии) не были сделаны лучше.

По инициативе В.С.Мерлина и при участии Министерства просвещения СССР, а также Академии Педагогических наук на базе Пермского пединститута в 1974 г. был проведен Всесоюзный семинар-совещание по актуальным проблемам и методике преподавания возрастной и педагогической психологии, в котором приняли участие ведущие ученые (профессора В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Петровский, Д. А. Венгер, Е. А. Климов и др.), руководящие работники Министерства просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, Министерства просвещения РСФСР, представители педвузов и других учебных заведений.

1974-75 гг. стали в определенном смысле переломными в психологическом образовании в педагогических вузах, потому что вводились на всех факультетах две новые учебные дисциплины – Возрастная и Педагогическая психология. «Переломный» характер введения новых психологических дисциплин в Педвузах, на наш взгляд, связан с тем, что под влиянием расширившегося понимания обществом роли психологии, стали повсеместно на различных факультетах вводиться спецкурсы. Стали появляться дипломные работы не только на факультете дошкольной педагогики, но и на других – факультете физической культуры, математики, иностранных языков. Можно сказать, что педагогическое сообщество стало не только нуждаться в психологии, но и стало «потреблять» психологические знания в самых различных направлениях.

Наиболее благоприятными для В.С. Мерлина как большого ученого можно считать 70-е годы. Наконец-то его давний интерес к личности как  целостной системе совпал с возрастающим общественным интересом к человеческому фактору, с дискуссией психологического сообщества о структуре личности и с завоевывающим все большую область наук системным подходом. Образно выражаясь, системный подход, как инструмент, пришелся мастеру по руке. В.С. Мерлину его только и не хватало. Система взглядов В.С. Мерлина довольно быстро выстроилась в стройную концепцию, лаконичную и красивую. Именно в конце 70-х – начале 80-х начинается новый этап в научном творчестве В.С. Мерлина и его учеников, который связан с изучением целостной индивидуальности и отраженный в его монографии 1982 г. «Очерк интегрального исследования индивидуальности».

Наиболее полно положения интегрального исследования индивидуальности воплотились в спецкусы, которые были им впервые прочитаны в 1979, 1980 г. «Индивидуальность и коллектив» и «Основы человековедения в связи с планированпием и проэктированием педагогической работы».

В истории «Мерлинского времени» пермские психологи счастливо встретились с блестящим профессором-преподавателем, влияние лекций которого ощущается до сегодняшних дней, а в то время педагогический дар В.С. Мерлина еще больше подчеркивал академизм всей его научно-преподавательской деятельности и возвышал авторитет. Вольф Соломонович присутствует в нашем сознании как эталон ученого и лектора и как судья, к которому мысленно обращаются все, кому посчастливилось у него учиться и работать под его руководством. По меткой характеристике ученых, данной великим Гельмгольцем, Вольф Соломонович Мерлин относится к таким ученым, которые «носятся перед нашим мысленным взором, как воплощение научного духа человечества, служа для нас мерилом».

С 1985 г кафедру психологии возглавил ученик В.С Мерлина – доктор психологических наук, профессор Бронислав Александрович Вяткин. Под его руководством концепция интегрального исследования индивидуальности получила развитие в нескольких направлениях: система организации индивидуального стиля; структура способностей; метаиндивидуальный и этнический уровни свойств интегральной индивидуальности, онтогенетический анализ психологического уровня индивидуальности на большом возрастном диапазоне, психогенетические исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и другие направления.

Традиции, заложенные на кафедре психологии при В. С. Мерлине, сохранились и после его ухода из жизни. Наиболее важным событием стало в 1990 г. издание по заказу Министерства образования РСФСР учебного пособия «Общая психология в педагогическом вузе» под редакцией Б.А. Вяткина. В нем содержатся методические указания, планы семинарских занятий, задачи для самостоятельного решения, темы докладов и рефератов, тексты к основным темам курса «Общая психология». Разнообразный материал подготовлен по темам «Предмет психологии», «Личность и ее направленность», «Темперамент и характер», «Способности», «Ощущение и восприятие», «Мышление», «Эмоции и чувства», «Деятельность» и др.

С1995 г. по настоящее время заведующим кафедрой психологии является также ученик В.С. Мерлина – кандидат психологических наук, доцент Елена Алексеевна Силина. Под ее руководством ведется большая работу по повышению квалификации преподавательских кадров и созданию учебно-методических материалов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Под ее руководством были защищены 4 кандидатские диссертации, авторами которых являются ведущие доценты кафедры психологии   Евтух Т.В., Баландина Л.Л., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б.

С 1996 г. по инициативе Силиной Е.А. было создано психологическое отделение Факультета дополнительного образования при ПГГПУ по специальности «психология».

За вклад в разработку и развитие исследований в рамках теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина в 1998 г. была удостоена вузовской премии имени В.С. Мерлина. Наиболее существенным признанием учебно-методической работы коллектива преподавателей кафедры психологии стали 13 методических пособий, выпущенных под редакцией Е.А.Силиной, которые получили гриф УМО РАО и были опубликованы в Москве в издательстве «Флинта». В 2009 г. Силина Е.А. была приглашена соавтором для создания Российской Программы по «Дифференциальной психологии» для бакалавров психологии, которая была опубликована и принята к реализации в МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2001 г. под ее руководством в ПГПУ была открыта научно-практическая психологическая лаборатория. С 1992 г. Силина Е.А. являлась членом диссертационного совета по специальности – общая психология, история психологии, психология личности, а с 2001 г. – ученым секретарем докторского диссертационного совета при ПГГПУ.

За плодотворную и эффективную научно-исследовательскую, учебную, учебно-методическую и организаторскую деятельность в 2005 г. Ученый Совет Пермского государственного педагогического университета избрал ее профессором кафедры психологии.

Е.А. Силина принимает активное участие в психологических форумах различного уровня с содержательными докладами. С 2005 г. под ее редакцией издается журнал «Вестник ПГПУ. Серия «Дифференциальная психология», в котором публикуются не только ученые Пермского государственного педагогического университета, но и ведущие в этой области специалисты Москвы и других регионов.

В 2006-2007 гг. Силина Е.А.была руководителем Гранта РГНФ № 07-06-94012 а/К для написания научно-популярной монографии «Что мы знаем о детях из многодетных семей?».

Общее количество опубликованных работ Силиной Е.А. – 100, из них   3 монографии, 6 глав в коллективных монографиях, опубликованных в центральных издательствах, 50 статей, некоторые из которых за последние годы в журналах из списка ВАК.

За заслуги в области образования Силина Е.А. в 1996 г. была награждена знаком «Отличник народного просвещения» (№ 266 от 08.10.1996) и в 2003 г. нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (№ 08-409 от 29.05. 2003).

С конца девяностых годов до настоящего времени состояние психологической подготовки учителя может быть представлено в нескольких новых направлениях:

•        Совершенствование содержания преподавания базовых курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Детская психология», «Основы психологического консультирования и психокоррекции», «История психологии» и др.;

•        Расширение интерактивных, игровых, социально-моделирующих и тренинговых форм и методов в процессе аудиторной работы со студентами;

•        Введение новых спецкурсов и курсов по выбору студентов, таких, как «Конфликтология», «Этнопсихология», «Психология влияния», «Психология индивидуальных различий (дифференциальная психология)», «Основы психогенетики», «Теории личности», «Психология детско-родительских отношений», «Готовность к профессиональному развитию» «Основы конструктивного общения», «Психология детско-родительских отношений»; «Методология и методы психологических исследований»; «Особенности личности учителя начальной школы», «Коммуникативный тренинг», «Психология безопасности личности», «Трудные дети: как понять и что делать» и др.

•        С начала 2000-х годов в связи с утверждением ГОСов кафедрой психологии разработаны и тиражированы УМК по базовым психологическим дисциплинам для специалистов(2008-2009 гг). С введением ФГОС преподаватели кафедры психологии приняли участие в разработке компетенций, соответствующих новым ФГОС по всем психологическим курсам базовой части стандартов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», которые были одобрены Учебно-методическим советом университета. В направлении формирования компетентностного подхода в подготовке бакалавра образования и требованиям ФГОСов за последние годы созданы УМК (в электронной форме) по всем психологическим дисциплинам базовой и вариативной части стандарта.

•        Разработаны и сертифицированы тесты по Общей, Социальной, Возрастной и Педагогической психологии для проведения текущего и промежуточного контроля знаний (зачетов и экзаменов) студентов на всех факультетах с возможностью создания нескольких вариантов (более 400 тестовых и кейс заданий ).

С 2007 г. по настоящее время кафедра психологии получила Гриф РАО (Редакционно-издательский Совет РАО    «Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия») и «центральное» издание подготовленных преподавателями кафедры следующих 13 учебно-методических работ (Изд-во «Флинта», Москва) (Евтух Т.В.,Харламова Т.М.,Богомягкова О.Н., Силина Е.А. И в 2016,2017гг. изд-во"Флинта" опубликовало еще 10 работ, 6 изкоторых получили ГРИФ РАО.

•        Одним из проявлений признания российским психологическим сообществом учебно-методической работы кафедры психологии проявилось в награждении  Российской Академией Естествознания (Москва) в 2010 г. и 2011 г. дипломами «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» двух пособий: «Общая психология» и «Возрастная психология» (в 2011 г. – «Общая психология» и «Педагогическая психология»), подготовленные авторским коллективом под ред. Силиной Е.А.   Баландиной Л.Л., Батуевой А.Г., Вяткиной Л.Б.,  Евтух Т.В., Поповой Т.А., Самбикиной О.С., Сосниной И.Г., Сороковиковой Э.Г., Харламовой Т.М., Юдиной Р.Н.).

За лекторское мастерство и достижения в области развития образования в России Президиум Российской академии естествознания в 2010 г. наградил Е.А.Силину нагрудным знаком «Золотая кафедра России» (№ 00584) и коллектив кафедры   дипломом «Золотая кафедра России».

 

Педагогическая научная школа формировалась в рамках кафедры педагогики – одной из старейших кафедр ПГГПУ (ПГПИ, ПГПУ). 1919 г. 12-13 сентября губернское совещание внесло постановление «Об открытии в Перми Института народного образования в составе двух отделений: подготовка дошкольных работников и подготовка работников школ I ступени». ИНО первоначально располагался в здании учительской семинарии (Фребелевский институт). Первой кафедрой ИНО стала кафедра педагогики под руководством Федора Михайловича Хотенко, он руководил ею потом и в пединституте вплоть до 1931 г.