Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет

Обычная версия сайта

Участие в конференциях

2021

  1. Ворошнина О.Р. Поддержка педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ: опыт Пермского края // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе: Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова: ХII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция (17 февраля 2021 г., г. Пермь) ПГГПУ, – пленарный доклад
  2. Ворошнина О.Р. Сопровождение и поддержка педагогов в инклюзивном образовательном пространстве // Актуальные научные исследования в сфере социальной инклюзии // Преодолевая границы–2021: III Международный фестиваль инклюзивных практик (19 сентября, 2021 г.) https://www.youtube.com/watch?v=CKyP3Klyuxk  –доклад
  3. Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В., Наумов А.А., Липина Т.А. Использование потенциала образовательных программ бакалавриата и магистратуры в процессе подготовки студентов к эффективной коммуникации с людьми с ОВЗ и инвалидностью // Образ и слово в жизни особого ребенка, посвященный 85-летию образования Новосибирской области, юбилеям великих дефектологов: 275-летию И.Г. Песталоцци, 150-летию В.П. Кащенко, 125-летию Л.С. Выготского, 125-летию Ж. Пиаже, 120-летию М.С. Певзнер, 120-летию Л.В. Занкова, 115-летию Н.Г. Морозовой, 110-летию О.И. Скороходовой: Всероссийский с международным участием XVIII традиционный эвристический проект День дефектологии (23 апреля 2021 г., г. Новосибирск) НГПУ – доклад
  4. Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В., Прозументик О.В. Современные практики наставничества в процессе сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ // Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: международная научно-практическая конференция (15-16 декабря 2021 г., г. Сургут) – доклад
  5. Ворошнина О.Р., Назарова Н.М. Реализация полисубъектного подхода в современном образовании: вызовы, тренды, модели, инновации» // Полисубъектный подход к организации образовательного процесса: ретроспектива и современность (07-09 сентября, г. Пермь): научн.-практ. конф. в рамках научного международного форума Обучение и воспитание: опыт, традиции и трансформации (ПГГПУ: 1921-2021): участники подиумной дискуссии
  6. Ворошнина О.Р., Прозументик О.В. Социальное партнерство в подготовке педагогических кадров для системы образования: актуальные направления и формы // Полисубъектный подход к организации образовательного процесса: ретроспектива и современность (07-09 сентября, г. Пермь): научн.-практ. конф. в рамках научного международного форума Обучение и воспитание: опыт, традиции и трансформации (ПГГПУ: 1921-2021):доклад на проблемной студии, модераторы
  7. Наумов А.А. Изучение готовности педагогов к работе в инклюзивной школе через реализацию принципа альтерогративности (основной принцип инклюзивного образовательного пространства) // Актуальные научные исследования в сфере социальной инклюзии // Преодолевая границы–2021: III Международный фестиваль инклюзивных практик (19 сентября, 2021 г.) https://www.youtube.com/watch?v=CKyP3Klyuxk –доклад
  8. Наумов А.А. Исследование психолого-педагогических особенностей развития детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе // Современные проблемы умственной отсталости: Международная научная конференция к 100-летию со дня рождения В.Г. Петровой (30 сентября – 01 октября 2021, г. Москва), МГПУ –  доклад
  9. Наумов А.А. Реализация полисубъектного подхода в оценке истории развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью// Полисубъектный подход к организации образовательного процесса: ретроспектива и современность (07-09 сентября, г. Пермь): научн.-практ. конф. в рамках научного международного форума Обучение и воспитание: опыт, традиции и трансформации (ПГГПУ: 1921-2021): доклад на проблемной студии
  10. Наумов А.А. Школа для детей с ОВЗ как ресурсного центра поддержки инклюзивного образования // Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: международная научно-практическая конференция (15-16 декабря 2021 г., г. Сургут) – доклад
  11. Токаева Т.Э. Цифровые инструменты и системные решения в образовании детей с ОВЗ // Полисубъектный подход к организации образовательного процесса: ретроспектива и современность (07-09 сентября, г. Пермь): научн.-практ. конф. в рамках научного международного форума Обучение и воспитание: опыт, традиции и трансформации (ПГГПУ: 1921-2021): доклад на проблемной студии
  12. Токаева Т.Э. Эксергейминг как средство визуальной поддержки детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе обучения движениям // Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: международная научно-практическая конференция (15-16 декабря 2021 г., г. Сургут) – доклад

Всероссийские

  1. Ворошнина О.Р. Научно-методическое сопровождение сети ресурсных центров Пермского края для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся на длительном лечении // Открытый мир: объединяем усилия – 2021» в рамках Форума «Инклюзивный диалог+»: V Всерос. науч.- практич. конф. (19 ноября 2021 г., г. Пермь, Россия) – доклад, пленарное заседание
  2. Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В., Наумов А.А., Липина Т.А. Использование потенциала образовательных программ бакалавриата и магистратуры в процессе подготовки студентов к эффективной коммуникации с людьми с ОВЗ и инвалидностью // Фестиваль инклюзивных практик в рамках Форума «Инклюзивный диалог+»: 18 ноября 2021 г., г. Пермь, Россия) – выступление, презентация опыта работы.
  3. Ворошнина О.Р., Щеколдина С.В. (магистрант, аспирант) Проектирование сопровождения процесса формирования предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее», посвященной 100-летию дефектологического факультета МПГУ: межвузовская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых (22-23 марта 2021 г., г. Москва) ФГБОУ ВО «МПГУ» – доклад
  4. Гаврилова Е.В. Сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, как одна из функций Ресурсного центра // Открытый мир: объединяем усилия – 2021» в рамках Форума «Инклюзивный диалог+»: V Всерос. науч.- практич. конф. (19 ноября 2021 г., г. Пермь, Россия) – доклад.
  5. Наумов А.А. Современные подходы к формированию элементарных трудовых навыков у детей с ТМНР // Открытый мир: объединяем усилия – 2021» в рамках Форума «Инклюзивный диалог+»: V Всерос. науч.- практич. конф. (19 ноября 2021 г., г. Пермь, Россия) – доклад, секция 2.
  6. Токаева Т.Э. Виртуальный детский сад – организация дистанционного дошкольного образования детей с тяжелыми формами ДЦП, работа на цифровой платформе Google klass.org. // Открытый мир: объединяем усилия – 2021» в рамках Форума «Инклюзивный диалог+»: V Всерос. науч.- практич. конф. (19 ноября 2021 г., г. Пермь, Россия) – доклад, презентационная площадка.

Краевые

  1. Ворошнина О.Р. Инклюзивные технологии художественного образования // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: VIII Краевая научно-практическая конференция (10 – 11 декабря 2021 г., г. Пермь) ГАУ ДО «Краевой центр художественного образования «Росток» – модератор секции, доклад
  2. Ворошнина О.Р. Сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ: вызовы и решения // Умный ребёнок: Я расту: Краевая конференция в рамках 13 выставки образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья (0+) (10 сентября 2021 г., г. Пермь) ГАУ ДПО «ИРО ПК» – доклад
  3. Наумов А.А. Социальная активность людей с инвалидностью // Повышение социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и укрепление ценностно-смысловой сферы личности: Региональный онлайн-форум (18 мая 2021 г., г. Соликамск) – доклад

2020

Международные

  • Ворошнина О.Р. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка младенческого возраста с нарушением развития, в свете актуальных проблем социально-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: VI Международная научно-практическая конференция (17-19 сентября 2020 г., г. Ялта), ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, Российская Академия образования – доклад
  • Ворошнина О.Р. Речевая готовность к обучению в школе; выявление детей группы риска // Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и ФГОС ДО: Всероссийский (с международным участием) научно-практический семинар (26 августа 2020 г., ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», с. Кабардинка, Краснодарский край ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО) – доклад
  • Ворошнина О.Р. Сопровождение и поддержка педагогов в инклюзивном образовательном пространстве // Традиции и инновации в национальных системах образования: Международная научно-практическая конференция (17-18 декабря 2020 г., г. Уфа) – пленарный доклад
  • Ворошнина О.Р. Инновационный поиск в системе специального образования Пермского края // Теоретические и прикладные аспекты инновационного поиска в условиях современного образования: Международная научно-практическая интернет-конференция (10 – 26 октября 2020 г., г. Пермь) – доклад
  • Наумов А.А. Специальная школа для детей с ОВЗ как ресурсный центр поддержки инклюзивного образования // Традиции и инновации в национальных системах образования: Международная научно-практическая конференция (15-18 декабря 2020 г., г. Уфа, БГПУ им Акмуллы) – доклад на секции
  • Токаева Т.Э. Теоретические и прикладные аспекты инновационного поиска в условиях современного образования: Международная научно-практическая интернет-конференция (10 – 26 октября 2020 г., г. Пермь) – подготовка материалов доклада ЦИО «Кондратовский детский сад «Ладошки» на секции «Дошкольное образование», подготовка электронного сборника для конкурса и презентации, участие в обсуждении материалов секции https://fppkdo.ru/course/view.php?id=1083 

 Всероссийские

  •  Ворошнина О.Р. Научно-методическое сопровождение введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО в разных типах образовательных организаций Пермского края: результаты и перспективы // Открытый мир: объединяем усилия: Всерос. науч.-практическая конференция 11 ноября 2020 г., г. Пермь: пленарный доклад
  • Ворошнина О.Р. Поддержка педагогов в инклюзивном образовании // Открытый мир: объединяем усилия: Всерос. науч.-практическая конференция 11 ноября 2020 г., г. Пермь: доклад на проблемной студии.
  • Наумов А.А. Инклюзивная культура в образовании и обществе: принятие и сопротивление // Открытый мир: объединяем усилия: Всерос. науч.-практическая конференция 11 ноября 2020 г., г. Пермь: доклад на проблемной студии.
  • Прозументик О.В. Этапы профессионального становления педагога: ожидания, трудности и достижения // Открытый мир: объединяем усилия: Всерос. науч.-практическая конференция 11 ноября 2020 г., г. Пермь: доклад на проблемной студии.
  • Токаева Т.Э. Формирование позитивного отношения к нетипичному ребенку в семье и образовательной организации // Открытый мир: объединяем усилия: Всерос. науч.-практическая конференция 11 ноября 2020 г., г. Пермь: доклад на проблемной студии.

2019 

В рамках реализации краевого проекта «Физкультура и здоровье для всех» на площадке Министерства образования Пермского края состоялся цикл вебинаров Токаева Т.Э., Наумов А.А.

  • «Организация инклюзивной физкультуры для детей с нарушением речи, интеллекта и задержки психического развития на этапе дошкольного детства» 30.08.19
  • «Своеобразие организации инклюзивной физкультуры для детей с расстройством аутистического спектра» 23.09.19
  • «Особенности организации инклюзивной физкультуры с детьми, имеющими сенсорные нарушения (слух, зрение)»
  • «Особенности организации инклюзивной физкультуры с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» 30.09.

Научное руководство ЦИО в рамках Университетского округа:

  • МАДОУ «Детский сад Ладошки» Пермского района по теме «Создание инклюзивного пространства детства на основе деятельности «Центра игровой поддержки ребёнка, в МАДОУ, как инновационной формы взаимодействия семейного и общественного воспитания детей».
  • МАДОУ «Детский сад № 161» по теме «Современные технологии для ранней социализации детей с особыми образовательными потребностям,
  • МБОУ«Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми по теме Центр инновационного опыта «Школа для всех» ресурсный центр методического сопровождения образовательного процесса при реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии

Руководство исследованием по пилотному проекту «Санитарно-эпидемиологическая оценка здоровья населения, проживающего в зоне влияния транспортного шума», проводящемуся на базе ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» с 01 марта 2018 года по 31 мая 2018 года, в котором принимали участие студенты Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, группы 542 (в МАДОУ № 370, 364, г. Перми, МБДОУ Савинский детский сад Пермского района).

 Всероссийские

  1. Ворошнина О.Р. Инклюзия на практике: расшифровываем требования // Современное образование 2019: Онлайн-конференция (20,21, 22 августа 2019г.) (спикер, эксперт) https://study.eduregion.ru/onlineconference2019
  2. Ворошнина О.Р. Кадры решают все: поддержка педагога в инклюзивном пространстве // Лидеры перемен-2019: Всероссийский форум (14–16 октября, 2019г., г. Пермь) (спикер)http://www.crsoperm.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B0-%C2%AB%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD-2019%C2%BB.pdf
  3. Ворошнина О.Р. Понятия «жизнь» и «здоровье» через призму медицины, психологии, социально-гуманитарных наук, спорта и адаптивной физической культуры // Гуманистический дискурс современного образования и науки: Всеросс. научн. форум (25-27 февраля 2019 г., г. Пермь) (сопредседатель) https://pspu.ru/press-centr/news?id=17614
  4. Ворошнина О.Р. Стратегические направления развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной парадигме // Открытый мир: объединяем усилия: Всеросс. науч.-практ. конф. (07-08 ноября 2019 г., г. Пермь) пленарный доклад https://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/pedagogiki-i-psihologii-detstva/novosti?id=18614
  5. Наумов А.А. Основные направления адаптивного физического воспитания детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе // Гуманистический дискурс современного образования и науки: Всеросс. научн. форум (25-27 февраля 2019 г., г. Пермь) (доклад) https://pspu.ru/press-centr/news?id=17614
  6. Токаева Т.Э. Инклюзия в образовании – инклюзия в обществе // Открытый мир: объединяем усилия: Всеросс. науч.-практ. конф. (07-08 ноября 2019 г., г. Пермь) модератор проблемной студии https://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/pedagogiki-i-psihologii-detstva/novosti?id=18614
  7. Токаева Т.Э. Развитие самостоятельности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности // Вебинар (18 апреля 2019 г.) ТЦ Сфера. (спикер) – https://tc-sfera.ru/posts/plan-meropriyatiy-izdatelstva-tc-sfera-na-aprel-2019-goda
  8. Токаева Т.Э. Современные технологии и практики инклюзивного дошкольного образования в условиях холдинга // Открытый мир: объединяем усилиия:Всеросс. науч.-практ. конф. (07-08 ноября 2019 г., г. Пермь) руководитель презентационной площадки https://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/pedagogiki-i-psihologii-detstva/novosti?id=18614

Краевые

  1. Токаева Т.Э. Подходы к разработке системы сетевого взаимодействия ДОО по проблеме физического развития и здоровьеформирования детей нейронормы и детей с ОВЗ // Социальное пространство как условие позитивной социализации и индивидуализации дошкольников: Краевая научно-практическая конференция (27 марта 2019 г., г. Кунгур) (доклад) http://polovodova.ru/novosti/
  2. Токаева Т.Э. Социальное пространство как условие позитивной социализации и индивидуализации дошкольников: краевая научно-практическая конференция (27 марта 2019 г., г. Кунгур) выступление на пленарном заседании, руководство секцией http://polovodova.ru/novosti/

 Городские 

  1. Ворошнина О.Р. Специальные условия – гарантия доступности образования для особого ребенка // Современное образование равенство возможностей: августовские мероприятия для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений г. Перми (28-29 августа, г. Перми) (доклад, презентационная площадка)http://www.crsoperm.ru/%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-28-29-%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0-2019-%D0%B3/

2018 

  • Токаева Т.Э. «Развитие ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Дидактическое сопровождение парциальной программы “Будь здоров дошкольник»: лекционно-практические онлайн-занятия (2 часа) (01.02.2018 и 13.12.2018)
  • Токаева Т.Э. «Педагогические условия воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности»: вебинар ТЦ Сфера (10 апреля 2018) https://tc-sfera.ru/posts/priglashaem-na-vebinar-razvitie-samostoyatelnosti-doshkolnikov-v-fizkulturno-ozdorovitelnoy
  • «Особенности профессиональной подготовки специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в инклюзивных группах», стажировочный краевой семинар20 ноября 2018 г. www.edubank.perm.ru

Специалисты лаборатории приняли участие в реализации гранта Министерства образования Пермского края www.edubank.perm.ru

  • «Проектирование вариативных моделей предметно- пространственной развивающей среды для инклюзивных групп ДОО»: вебинар, 24 ноября 2018 г
  • «Организация инклюзивного образования в Пермском крае»: вебинар 20 ноября 2018 г.
  • «Психолого - педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста и дошкольного возраста в условиях Центра игровой поддержки ребенка»): вебинар 

 доклады и выступления на конференциях :

  1. Аюпова Е.Е. «Живая» программа развития как механизм повышения качества образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в дошкольном учреждении //Лидеры перемен: Всероссийский форум лидеров дошкольного образования 15-17 октября 2018, г. Пермь (мастер-класс).
  2. Ворошнина О.Р. Проектирование содержания и специальных условий дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: нормативные требования к АООП, АОП ДО, ИОМ, типичные ошибки // Умный ребёнок: 10-я выставка образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья 6-9 сентября 2018г., г. Пермь (доклад)
  3. Ворошнина О.Р. Научно-методическое сопровождение дополнительного образования детей с ОВЗ в Пермском крае: достижения, проблемы, перспективы // Умный ребёнок: 10-я выставка образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья 6-9 сентября 2018г., г. Пермь (доклад)
  4. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного поведения матери в системе ранней помощи // Всероссийский научно-практический семинар для специалистов и семей (родителей и детей с ОВЗ) 18-19 сентября 2018 года
  5. Ворошнина О.Р. Сенсорная интеграция в системе помощи детям с особыми образовательными потребностями // Всероссийский научно-практический семинар с международным участием «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в рамках проекта «Счастье жить». Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия, 15-16 мая 2018.
  6. Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Система сопровождения инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью / К.Б. Егоров, Л.Р. Лизунова, О.Р. Ворошнина, А.А.Наумов  // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе:  Междунар. науч.-практич. конф. (26 ноября 2018 г.), НГПУ им. Минина,  г. Н. Новгород (стендовый доклад)
  7. Гаврилова Е.В. Использование потенциала образовательной программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в процессе сопровождения студентов с ОВЗ, инвалидностью в ПГГПУ в соответствии с нормативными требованиями» // Вопросы предоставления  услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) в сфере профессионального образования: Форум В рамках IV Национального Чемпионата «Абилимпикс» 22 ноября 2018 в РГСУ г. Москва (доклад)
  8. Наумов А.А. Организация инклюзивного образовательного пространства в педагогическом вузе // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе:  Междунар. науч.-практич. конф. (26 ноября 2018 г.), НГПУ им. Минина, г. Н. Новгород (доклад на пленарном заседании)
  9. Наумов А.А. Организация инклюзивной профессионализирующей среды в педагогическом вузе // Организация инклюзивной профессионализирующей среды в педагогическом вузе: Всеросс. форум с междун. участием (31 октября—1 ноября 2018 г.),  ВятГУ, г. Киров (доклад на дискуссионной площадке).
  10. Наумов А.А. Социальная инклюзия в контексте профессионального образования лиц с ОВЗ // Деловая программа III Регионального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» Пермского края (18 -19 октября 2018 г.), КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум», г. Пермь
  11. Наумов А.А.. Особенности применения методов и методических приемов в работе с детьми, имеющими тяжелые двигательные и интеллектуальные нарушения при ДЦП // Двигательное развитие детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями: Всероссийская научн-практ. конфер. (16 ноября 2018 г.), ЕИФК  филиал УрГУФК, г. Екатеринбург (доклад на пленарном заседании)
  12. Овчинникова А.А. Организация и сопровождение образовательного процесса для детей с нарушением зрения в соответствии с требованиями  ФГОС ДО //  Стажировочный  семинар по теме «Организация и сопровождение образовательного процесса для детей с нарушением зрения в соответствии с требованиями  ФГОС ДО» в рамках проекта по организационному, информационному, методическому сопровождению апробации введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (14 ноября 2018, г. Пермь) (модератор стажировочного семинара)
  13. Овчинникова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в разных образовательных условиях «Каждый ребенок – особенный. Все дети равны» // Открытый мир: объединяем усилия:  Всерос. науч.-практич. конф. (08 ноября 2018 г., г. Пермь) (модератор презентационной  площадки)
  14. Токаева Т.Э. Проблемы создания ранней помощи в системе образования, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью и их семей и преемственности со следующими ступенями образования  / Ранняя помощь в системе образования, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью и их семей // Открытый мир: объединяем усилия:  Всерос. науч.-практич. конф. (08 ноября 2018 г., г. Пермь) (презентационная площадка, дискуссия)
  15. Токаева Т.Э. Особенности проектирования предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ дошкольного возраста в инклюзивной группе. // Умный ребёнок: 10-я выставка образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья 6-9 сентября 2018 (доклад)

Министерство образования и науки Российской Федерации