Лаборатория психофизического развития детей дошкольного возраста

Токаева Татьяна Эдуардовна

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ создано по решению Ученого Совета ПГГПУ в соответствии с приказом
ректора № 03/448 от «19 ноября» 2003 г., Положение о лаборатории утверждено приказом ректора от 27 декабря 2012г.

О ЛАБОРАТОРИИ

Научно-исследовательская лаборатория психофизического развития детей факультета педагогики и психологии детства открыта в 2002 году под руководством доцента кафедры специальной педагогики и психологии, кандидата педагогических наук, Т.Э. Токаевой. Лаборатория является структурным подразделением Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В деятельности лаборатории принимают участие образовательные учреждения г. Перми и Пермского края, имеющие статус опытных педагогических площадок, творческих педагогических лабораторий, экспериментальных площадок муниципального и регионального  уровней, центров инновационного опыта.

Основная цель деятельности лаборатории связана с повышением уровня профессиональной компетентности ее субъектов, обеспечивающей эффективную реализацию концептуальных оснований современных научных подходов в специальном и инклюзивном образовании, психофизическом развитии детей и подростков на разных ступенях детства.

Направления деятельности лаборатории связаны с решением ряда задач:

  • поиск эффективных механизмов организации научных исследований, проведение дополнительных форм обучения, учебной, научной и производственной деятельности в интересах ПГГПУ и трудового коллектива лаборатории;
  • обеспечение научно-исследовательской и производственной базой учебных практик, НИР студентов, соискателей и аспирантов дошкольного факультета;
  • создание научно-исследовательской и производственной базы для научных и практических работ студентов, магистрантов, аспирантов и исследователей других факультетов и кафедр университета.
  • использование интеллектуального потенциала сотрудников ПГГПУ и инновационного опыта работников системы дошкольного и школьного специального  образования в учебной и научно-исследовательской работе со студентами, соискателями и аспирантами;
  • трансляция результатов инновационного поиска в массовой практике дошкольного и школьного образования по ряду актуальных проблем («Теоретические и прикладные аспекты обучения, воспитания и развития, коррекции детей с ОВЗ в условиях реализации АООП и СИПР»; «Организация инновационной деятельности по актуальным проблемам инклюзивного образования детей раннего, дошкольного, младшего школьного  возраста с ОВЗ»; «Организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах детства»;«Реализация субъектно-деятельностного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»; «Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО по воспитанию детей дошкольного возраста в инклюзивных группах»; «Взаимодействие детского сада с семьей по физическому воспитанию и здоровьесбережениюдетей», «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития», «Научные основы сопровождения слепоглухих детей»);
  • оказание помощи практическим работникам в разработке программ исследования психофизического развития детейнейронормы и детей с ОВЗна разных этапах детства, организации системы мониторинга, создании банка данных, оформлении результатов экспериментальной работы;
  • организация последипломного образования (семинаров, курсов для педагогов, заведующих, директоров школ, учителей дефектологов, психологов, специалистов служб МППС);
  • консультирование по организации опытно-экспериментальной работы;
  • издание и распространение научной и учебно-методической литературы.

Деятельность лаборатории как структурного подразделения ПГГПУ основана на следующих принципах:

  • фундаментальности научных изысканий, ориентированных на поддержку лучших тенденций традиционных и инновационных потенциалов специального и инклюзивного образования детей на разных ступенях детства, повышения профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в данной образовательной области;
  • вариативности в определении концептуальных оснований психофизического развития и воспитания детей нейронормы и с ОВЗ в условиях полипарадигмального образовательного пространства;
  • композиционной целостности современных методологических подходов к проведению научных исследований и организации процесса специального и инклюзивного образования детей(аксиологического, культурологического, системно-структурного, полисубъектного, средового, деятельностного, личностно-ориентированного, антропологического, синергетического);
  • командной организации деятельности студентов, аспирантов, преподавателей и работников системы специального и инклюзивного образования в решении исследовательских и организационных задач;
  • стабильности высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей, их методологической рефлексии и научных достижений;
  • полисубъектности, обеспечивающий участие в деятельности лаборатории студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы, магистрантов, аспирантов и соискателей, работников системы специального и инклюзивного образования детей.
Публикации
2018
в рецензируемых изданиях (список ВАК):
  • Наумов А.А.. Исследование психолого-педагогических особенностей развития детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе // Известия ДГПУ серия «Психолого-педагогические науки» – 2018. – № 3. – 96-101
  • Токаева Т.Э., Инновационные педагогические технологии в современной системе дошкольного образования / Т.Э. Токаева, Л.А. Зуева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Вестник БГПУ им. М. Акмуллы). - 2018.-№4 (132).
2018 год
  • Токаева Т.Э. «Развитие ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Дидактическое сопровождение парциальной программы “Будь здоров дошкольник»: лекционно-практические онлайн-занятия (2 часа) (01.02.2018 и 13.12.2018)
  • Токаева Т.Э. «Педагогические условия воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности»: вебинар ТЦ Сфера (10 апреля 2018) https://tc-sfera.ru/posts/priglashaem-na-vebinar-razvitie-samostoyatelnosti-doshkolnikov-v-fizkulturno-ozdorovitelnoy
  • «Особенности профессиональной подготовки специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в инклюзивных группах», стажировочный краевой семинар20 ноября 2018 г. www.edubank.perm.ru

Специалисты лаборатории приняли участие в реализации гранта Министерства образования Пермского края www.edubank.perm.ru

  • «Проектирование вариативных моделей предметно- пространственной развивающей среды для инклюзивных групп ДОО»: вебинар, 24 ноября 2018 г
  • «Организация инклюзивного образования в Пермском крае»: вебинар 20 ноября 2018 г.
  • «Психолого - педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста и дошкольного возраста в условиях Центра игровой поддержки ребенка»): вебинар 

 доклады и выступления на конференциях :

  1. Аюпова Е.Е. «Живая» программа развития как механизм повышения качества образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в дошкольном учреждении //Лидеры перемен: Всероссийский форум лидеров дошкольного образования 15-17 октября 2018, г. Пермь (мастер-класс).
  2. Ворошнина О.Р. Проектирование содержания и специальных условий дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: нормативные требования к АООП, АОП ДО, ИОМ, типичные ошибки // Умный ребёнок: 10-я выставка образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья 6-9 сентября 2018г., г. Пермь (доклад)
  3. Ворошнина О.Р. Научно-методическое сопровождение дополнительного образования детей с ОВЗ в Пермском крае: достижения, проблемы, перспективы // Умный ребёнок: 10-я выставка образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья 6-9 сентября 2018г., г. Пермь (доклад)
  4. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного поведения матери в системе ранней помощи // Всероссийский научно-практический семинар для специалистов и семей (родителей и детей с ОВЗ) 18-19 сентября 2018 года
  5. Ворошнина О.Р. Сенсорная интеграция в системе помощи детям с особыми образовательными потребностями // Всероссийский научно-практический семинар с международным участием «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в рамках проекта «Счастье жить». Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия, 15-16 мая 2018.
  6. Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Система сопровождения инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью / К.Б. Егоров, Л.Р. Лизунова, О.Р. Ворошнина, А.А.Наумов  // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе:  Междунар. науч.-практич. конф. (26 ноября 2018 г.), НГПУ им. Минина,  г. Н. Новгород (стендовый доклад)
  7. Гаврилова Е.В. Использование потенциала образовательной программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в процессе сопровождения студентов с ОВЗ, инвалидностью в ПГГПУ в соответствии с нормативными требованиями» // Вопросы предоставления  услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) в сфере профессионального образования: Форум В рамках IV Национального Чемпионата «Абилимпикс» 22 ноября 2018 в РГСУ г. Москва (доклад)
  8. Наумов А.А. Организация инклюзивного образовательного пространства в педагогическом вузе // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе:  Междунар. науч.-практич. конф. (26 ноября 2018 г.), НГПУ им. Минина, г. Н. Новгород (доклад на пленарном заседании)
  9. Наумов А.А. Организация инклюзивной профессионализирующей среды в педагогическом вузе // Организация инклюзивной профессионализирующей среды в педагогическом вузе: Всеросс. форум с междун. участием (31 октября—1 ноября 2018 г.),  ВятГУ, г. Киров (доклад на дискуссионной площадке).
  10. Наумов А.А. Социальная инклюзия в контексте профессионального образования лиц с ОВЗ // Деловая программа III Регионального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» Пермского края (18 -19 октября 2018 г.), КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум», г. Пермь
  11. Наумов А.А.. Особенности применения методов и методических приемов в работе с детьми, имеющими тяжелые двигательные и интеллектуальные нарушения при ДЦП // Двигательное развитие детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями: Всероссийская научн-практ. конфер. (16 ноября 2018 г.), ЕИФК  филиал УрГУФК, г. Екатеринбург (доклад на пленарном заседании)
  12. Овчинникова А.А. Организация и сопровождение образовательного процесса для детей с нарушением зрения в соответствии с требованиями  ФГОС ДО //  Стажировочный  семинар по теме «Организация и сопровождение образовательного процесса для детей с нарушением зрения в соответствии с требованиями  ФГОС ДО» в рамках проекта по организационному, информационному, методическому сопровождению апробации введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (14 ноября 2018, г. Пермь) (модератор стажировочного семинара)
  13. Овчинникова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в разных образовательных условиях «Каждый ребенок – особенный. Все дети равны» // Открытый мир: объединяем усилия:  Всерос. науч.-практич. конф. (08 ноября 2018 г., г. Пермь) (модератор презентационной  площадки)
  14. Токаева Т.Э. Проблемы создания ранней помощи в системе образования, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью и их семей и преемственности со следующими ступенями образования  / Ранняя помощь в системе образования, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью и их семей // Открытый мир: объединяем усилия:  Всерос. науч.-практич. конф. (08 ноября 2018 г., г. Пермь) (презентационная площадка, дискуссия)
  15. Токаева Т.Э. Особенности проектирования предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ дошкольного возраста в инклюзивной группе. // Умный ребёнок: 10-я выставка образовательных технологий, товаров и услуг для развития детей и укрепления их здоровья 6-9 сентября 2018 (доклад)
2019 год

В рамках реализации краевого проекта «Физкультура и здоровье для всех» на площадке Министерства образования Пермского края состоялся цикл вебинаров Токаева Т.Э., Наумов А.А.

  • «Организация инклюзивной физкультуры для детей с нарушением речи, интеллекта и задержки психического развития на этапе дошкольного детства» 30.08.19
  • «Своеобразие организации инклюзивной физкультуры для детей с расстройством аутистического спектра» 23.09.19
  • «Особенности организации инклюзивной физкультуры с детьми, имеющими сенсорные нарушения (слух, зрение)»
  • «Особенности организации инклюзивной физкультуры с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» 30.09.

Научное руководство ЦИО в рамках Университетского округа:

  • МАДОУ «Детский сад Ладошки» Пермского района по теме «Создание инклюзивного пространства детства на основе деятельности «Центра игровой поддержки ребёнка, в МАДОУ, как инновационной формы взаимодействия семейного и общественного воспитания детей».
  • МАДОУ «Детский сад № 161» по теме «Современные технологии для ранней социализации детей с особыми образовательными потребностям,
  • МБОУ«Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми по теме Центр инновационного опыта «Школа для всех» ресурсный центр методического сопровождения образовательного процесса при реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии

Руководство исследованием по пилотному проекту «Санитарно-эпидемиологическая оценка здоровья населения, проживающего в зоне влияния транспортного шума», проводящемуся на базе ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» с 01 марта 2018 года по 31 мая 2018 года, в котором принимали участие студенты Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, группы 542 (в МАДОУ № 370, 364, г. Перми, МБДОУ Савинский детский сад Пермского района).

 

Участие в конференциях.

Всероссийские

  1. Ворошнина О.Р. Инклюзия на практике: расшифровываем требования // Современное образование 2019: Онлайн-конференция (20,21, 22 августа 2019г.) (спикер, эксперт) https://study.eduregion.ru/onlineconference2019
  2. Ворошнина О.Р. Кадры решают все: поддержка педагога в инклюзивном пространстве // Лидеры перемен-2019: Всероссийский форум (14–16 октября, 2019г., г. Пермь) (спикер)http://www.crsoperm.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B0-%C2%AB%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD-2019%C2%BB.pdf
  3. Ворошнина О.Р. Понятия «жизнь» и «здоровье» через призму медицины, психологии, социально-гуманитарных наук, спорта и адаптивной физической культуры // Гуманистический дискурс современного образования и науки: Всеросс. научн. форум (25-27 февраля 2019 г., г. Пермь) (сопредседатель) https://pspu.ru/press-centr/news?id=17614
  4. Ворошнина О.Р. Стратегические направления развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной парадигме // Открытый мир: объединяем усилия: Всеросс. науч.-практ. конф. (07-08 ноября 2019 г., г. Пермь) пленарный доклад https://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/pedagogiki-i-psihologii-detstva/novosti?id=18614
  5. Наумов А.А. Основные направления адаптивного физического воспитания детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе // Гуманистический дискурс современного образования и науки: Всеросс. научн. форум (25-27 февраля 2019 г., г. Пермь) (доклад) https://pspu.ru/press-centr/news?id=17614
  6. Токаева Т.Э. Инклюзия в образовании – инклюзия в обществе // Открытый мир: объединяем усилия: Всеросс. науч.-практ. конф. (07-08 ноября 2019 г., г. Пермь) модератор проблемной студии https://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/pedagogiki-i-psihologii-detstva/novosti?id=18614
  7. Токаева Т.Э. Развитие самостоятельности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности // Вебинар (18 апреля 2019 г.) ТЦ Сфера. (спикер) – https://tc-sfera.ru/posts/plan-meropriyatiy-izdatelstva-tc-sfera-na-aprel-2019-goda
  8. Токаева Т.Э. Современные технологии и практики инклюзивного дошкольного образования в условиях холдинга // Открытый мир: объединяем усилиия:Всеросс. науч.-практ. конф. (07-08 ноября 2019 г., г. Пермь) руководитель презентационной площадки https://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/pedagogiki-i-psihologii-detstva/novosti?id=18614

Краевые

  1. Токаева Т.Э. Подходы к разработке системы сетевого взаимодействия ДОО по проблеме физического развития и здоровьеформирования детей нейронормы и детей с ОВЗ // Социальное пространство как условие позитивной социализации и индивидуализации дошкольников: Краевая научно-практическая конференция (27 марта 2019 г., г. Кунгур) (доклад) http://polovodova.ru/novosti/
  2. Токаева Т.Э. Социальное пространство как условие позитивной социализации и индивидуализации дошкольников: краевая научно-практическая конференция (27 марта 2019 г., г. Кунгур) выступление на пленарном заседании, руководство секцией http://polovodova.ru/novosti/

 Городские 

  1. Ворошнина О.Р. Специальные условия – гарантия доступности образования для особого ребенка // Современное образование равенство возможностей: августовские мероприятия для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений г. Перми (28-29 августа, г. Перми) (доклад, презентационная площадка)http://www.crsoperm.ru/%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-28-29-%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0-2019-%D0%B3/

Положение о Лаборатории психофизического развития детей дошкольного возраста