Преподаватели и сотрудники

Ворошнина Ольга Руховна

Ворошнина Ольга Руховна

Зав.кафедрой, руководитель ресурсного центра

кандидат психологических наук, доцент

Контактная информация

ул. Пермская 65, каб. 20

(342) 210-10-28

Образование (квалификация)

В 1987 году с отличием окончила дошкольный факультет ПГПИ. В 1992 году с отличием окончила дефектологический факультет Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологическая коррекция депривированного материнства». С 1991 года работает преподавателем кафедры дошкольной педагогики и психологии, с 2002 года, с момента открытия кафедры Специальной педагогики и психологии – заведует данной кафедрой.

Научные интересы

Сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Профессиональные интересы

Подготовка кадров для системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Учебные курсы

  • Специальная психология
  • Специальная детская психология
  • Методика обучения устной речи и развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха
  • Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха
  • Вербальные и невербальные средства коммуникации
  • Сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Повышение квалификации

  • Помощь слепоглухим детям на этапе раннего вмешательства, Летняя школа , 72 ч., БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», RoyalDutchKentalis, TheNetherlands
  • Проектирование фондов оценочных средств по образовательным программам высшего образования, 72 ч., ПГГПУ, 2017 г.
  • Организационные основы раннего вмешательства. Модуль-1, 54 ч., г. Санкт-Петербург, НОУ ДПО Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2016 г.
  • Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое)  образование» («Учитель-дефектолог»), ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), г. Москва, 2015 г.
  • Развитие высшего педагогического образования в соответствии с концепцией поддержки развития педагогического образования и новой редакцией ФГОС высшего образования, ФГБОУ ВПО "ЧГПУ", 2015 г. 
  • Организация инклюзивного образования детей-нвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, 72 ч., ГБОУ ВПО  «Московский городской педагогический университет», г. Москва, 2014.
  • Исследовательская деятельность в современном высшем профессиональном образовании, 28 ч., Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2013г.
  • Создание дистанционных учебных курсов в системе дистанционного обучения Moodle 24 часа, ПГГПУ, 2013г.
  • Использование ИКТ и SMART технологий в образовательном процессе, 12 ч. ПГГПУ, 2012г.
  • Семинар по подготовке экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Учебно-методический центр «Эксперт», г. Йошкар-Ола, 2012г.
  • Исследовательская деятельность в современном высшем профессиональном образовани, 28 ч.  ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2012 г.
  • Аудит качества образования в высшей школ, 40 ч. ПГПУ, 2011г.
  • Новое поколение ООП и педагогические технологии их реализаци, 72 ч. ПГПУ, 2011 г.

Дополнительные сведения

С 1998 года О.Р. Ворошнина является научным руководителем и консультантом инновационных и экспериментальных образовательных организаций (г.г. Пермь, Чайковский). С 2011 г. По заказу Министерства образования и науки Пермского края осуществляет научное руководство деятельностью краевых экспериментальных площадок и инновационных образовательных организаций, внедряющих различные модели инклюзивного образования (г.г. Пермь, Березники, Кунгур, Краснокамск, с. Калиновка Чернушинского района).

С 2005 года - является членом Экспертного Совета по инновационной деятельности Министерства образования и науки Пермского края.

С 2009 года - возглавляет экспертную группу Министерства образования и науки Пермского края по аттестации учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей и воспитателей коррекционных школ на высшую квалификационную категорию.

С 2009 года - эксперт по лицензированию и аккредитации Рособрнадзора Министерства образования и науки Российской Федерации.

С 2008 года - член УМС по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» УМО по образованию и подготовке педагогических кадров. В 2008 году вошла в состав разработчиков Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки бакалавров и магистров «Специальное (дефектологическое) образование».

С 2010 года - эксперт- по качеству образования Гособрнадзора по Пермскому краю.

С 2010 года является членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Достижения и поощрения

  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ;
  • Награждена почетными грамотами Министерства образования и науки Пермского края.

Публикации

О.Р. Ворошнина имеет более 100 публикаций, среди них – 1 монография, 5 пособий, является научным редактором 12 сборников научных трудов, материалов конференций.

Наиболее известные из них:

  1. Ворошнина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты: монография – Пермь, 2011. – 100с.
  2. Ворошнина О.Р. Блок «Младенец в семье» // Я – компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение/под ред. Л.В.Коломийченко; Департамент образования г.Перми; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2009. Раздел 2. С.19-25
  3. Ворошнина О.Р., Лужанская Э.М. Блок «Особый ребенок» // Я – компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение/под ред. Л.В.Коломийченко; Департамент образования г.Перми; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2009. Раздел 6. С.96-99
  4. Красноборова Н.А., Ворошнина О.Р., Прозументик О.В., Наумов А.А., Токаева Т.Э., Гаврилова Е.В., Маткин А.А. Современные подходы к обучению и воспитанию детей и подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации: электронное учебное пособие. – Пермь, 2010.
  5. Современные подходы к обучению и воспитанию детей и подростков с тяжелой и умеренной умственной отсталостью: электронное учебное пособие / Красноборова Н.А., Ворошнина О.Р., Прозументик О.В., Наумов А.А., Токаева Т.Э., Мифтахова А.А. Лужанская Э.М., Гаврилова Е.В., Маткин А.А.  – Пермь, 2010.
  6. Построение педагогического процесса в условиях интегрированного (инклюзивного) образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие / Наумов А.А., Ворошнина О.Р., Соколова В.Р., Седегова А.Н. . – Пермь, 2010. –112с.
  7.  Теоретические основы и прикладные аспекты изучения готовности ребенка к обучению в школе /Коломийченко Л.В., Ворошнина О.Р., Зорина Н.А., Зеленина Н.Ю. Прозументик О.В., Токаева Т.Э. . – Пермь, ПГГПУ; ООО «ПК «АСТЕР», 2013, 82 с.
  8.  Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования / Наумов А.А., Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В.., Токаева Т.Э.. – Пермь, ПГГПУ; ООО «ПК «АСТЕР», 2013, 305 с.

 Статьи

  1. Ворошнина О.Р. Психолого-педагогическая оценка речевой готовности дошкольников к обучению в школе//Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов дошкольных учреждений. Материалы II Международной научно-практической конференции (г.Томск, 16 марта2009 г.). – Томск: ЦНТИ, 2009 с.219-223 (0,3 п.л.)
  2. Ворошнина О.Р. Изучение и коррекция депривированного поведения матерей по отношению к недоношенным младенцам//Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2009. – с.80-84
  3. Ворошнина О.Р. К вопросу о внутренних и внешних факторах депривированного материнства Сборник научных трудов «Современные направление теоретических и прикладных исследований 2009» Т.15. Педагогика, психология и социология. -  Одесса: Черноморье, 2009. С.37-46
  4. Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В. Использование средств мониторинга качества образования по специальности Специальная дошкольная педагогика и психология // Специальное образование: Материалы VI международной научной конференции  / под ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2010. – Т.2. - С. 108-111.
  5. Ворошнина, О.Р., Гаврилова, Е.В. Реализация дифференцированного подхода в работе по преодолению оптической дисграфии у младших школьников / О.Р. Ворошнина,., Е.В. Гаврилова // «Современные тенденции развития специального (дефектологического) образования: сборник научных статей по материалам научно-исследовательской работы молодых ученых дефектологов / Отв ред. В.И. Селиверстов, М.И. Лынская, Ю.А. Покровская. – М.,: Логомаг, 2011. – 256 с., С. 126-134
  6. Ворошнина О.Р. Содержание психологической помощи  семьям, воспитывающим недоношенных младенцев / О.Р. Ворошнина // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы науч.-практ. конференции 5-6 декабря2011 г., г. Москва, МГППУ. – М., 2011. – С. 62-67 (0,4 п.л.)
  7. Ворошнина, О.Р., Гаврилова, Е.В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи / О.Р. Ворошнина, Е.В. Гаврилова,. // Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты: материалы Второй научно-практической конференции, 16 декабря2011 г., г. Москва /– М., 2011. 
  8. Ворошнина, О.Р., Наумов, А.А. Проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство / О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов // Инклюзивное образование: методология, практика и технология: материалы Международной научно-практической конференции МГППУ, г. Москва, 2011. С.115-117

Назад