Преподаватели и сотрудники

Худякова Марина Алексеевна

Худякова Марина Алексеевна

доцент

кандидат педагогических наук, доцент

Контактная информация

г. Пермь, ул. Пермская (Кирова), 65, корпус № 5 (4-й этаж), каб. 59

(342) 215-19-64 (доб. 529)

Присутственные часы на кафедре

Вт. 9:00–17.00, Ср. 9:00–16:00, Чт. 9:00–16:00, консультации: Вт. 13:00–15:00, Чт. 13.00-15.00

Краткая биография

Родилась в Перми, в 1980–1985 гг. училась в Пермском государственном педагогическом институте.

1984–2005 гг. – работа в школе учителем физики и математики.

1988–1991 гг. – директор СОШ № 110 г. Перми,  1991–1995 гг. – заместитель директора по УВР СОШ № 77 с углубленным изучением английского языка; 1995–1997 заместитель директора СОШ № 77 по инновационным процессам.

В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ю. Ф. Фоминых).

С 2002 г. – доцент кафедры МНО ПГПУ.

С 2010 г. – руководитель лаборатории учителей начальной школы «ФГОС НОО: проблемы, поиск решения, деятельность – диалог на пути к успеху».

С 2013 г. – заведующий кафедрой естественно-математического образования в начальной школе факультета ПиМНО ПГГПУ.

С 2018 г. - заведующий кафедрой теории и технологии обучения и воспитания младших школьников факультета ПиМНО ПГГПУ.

Научные интересы

Реализация компетентностного и метапредметного подходов в профессиональной подготовке студентов.

Учебные курсы
  • Математика
  • Практикум по решению математических задач
  • Методика преподавания математики
  • Развитие младших школьников средствами математики
  • Нестандартная задача как компонент математического образования
  • Методы научного исследования в проблемной области
  • Проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
  • Практикум по решению нестандартных и олимпиадных задач в начальной школе
  • Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников

Дополнительные сведения

  • Возглавляет экспертную комиссию на аттестацию педагогических работников (начальная школа) на высшую квалификационную категорию (МОиН Пермского края). 
  • Ежегодно участвует в городских или краевых конкурсах профессионального мастерства в качестве председателя или члена жюри номинации «Начальная школа» - «Учитель года – 2015», «Учитель года – 2016», конкурс грантов номинация «Дорога в будущее» (2013 г.) и пр.
  • Является аккредитованным и аттестованным (приказ Гособрнадзора ПК от 27.08.2012 СЭД-54-04-03-147) экспертом с привлечением к проведению аккредитационной экспертизы установления соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным образовательным программам среднего общего образования ФГОС.
  • Осуществляет научное сопровождение реализации ФГОС НОО и ООО (Карагайская СОШ № 2, Рождественская СОШ); научное руководство ОУ Краснокамского муниципального района (СОШ № 1, СОШ № 11) по разработке модели внутреннего мониторинга предметных и метапредметных результатов в свете реализации ФГОС НОО.
  • Сотрудничает с ВШЭ (Пермский филиал) – руководит секциями в рамках всероссийских конференций, проводимых в г. Перми (2015, 2016 гг.).
  • Сотрудничает с социально-педагогическим факультетом Брянского государственного университета (выполнение совместных проектов, написание учебников и учебных пособий).
  • Руководит педагогической лабораторией учителей начальной школы «ФГОС НОО: проблемы, поиск решения, деятельность – диалог на пути к успеху». Цель лаборатории: создание пространства профессиональной коммуникации и роста педагогического мастерства учителей г. Перми и Пермского края при реализации ФГОС НОО.
  • Осуществляла научное сопровождение реализации проекта «Метапредметная школа» (с сентября 2013 г.) (Департамент образования Администрации г. Перми).
Повышение квалификации
  • Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог начального общего образования», 23.10-02.11.2017, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» г. Москва, 72 часа, Регистрационный номер У-17-26439
  • Проектирование фондов оценочных средств по образовательным программам высшего образования, 10 ноября 2016-16 октября 2017 года, ФГБОУ ВО «ПГГПУ», 72 часа (регистрационный номер 164)
  • Педагогика и методика начального образования (Институт дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», 18 – 20 февраля 2015, 24 ч)
  • ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», направление «Современные технологии в образовании» (программа «Современные технологии реализации программ высшего профессионального образования на основе ФГОС нового поколения») в объеме 72 часа.
Достижения и поощрения

Почетный работник общего образования Российской Федерации (2003 г.).

Публикации 

Имеет около 50 публикаций (из них 12 пособий, 1 учебник, 1 монография, 8 статей ВАК). 

  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   200 заданий по математике для тематического контроля: Решение задач: 1-ый класс / АСТ: Астрель, г. Москва, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   200 заданий по математике для тематического контроля: Решение задач: 2-ый класс / АСТ: Астрель, г. Москва, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   200 заданий по математике для тематического контроля: Решение задач: 3-ый класс / АСТ: Астрель, г. Москва, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   200 заданий по математике для тематического контроля: Решение задач: 4-ый класс / АСТ: Астрель, г. Москва, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   Учимся решать задачи. 1-2 класс. / Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   Учимся решать задачи. 2-3 класс. / Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   Учимся решать задачи. 3-4 класс. / Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015.
  • Л. В. Селькина, М. А. Худякова   Учимся решать задачи. 4 класс. / Изд-во ПГГПУ, Пермь, 2015.
Монографии:
  • Худякова М.А. Подготовка учителей и студентов к инновационным процессам в реализации федеральных государственных образовательных стандартов: коллективная монография. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. – 176 с. 
  • Становление самосознания учащихся / Под редакцией Ю. Ф. Фоминых. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2000. – 600 с. (В соавторстве.)
Статьи:
2018 г.
  • Худякова М.А. Формирование познавательных (логических( универсальных учебных действий у первоклассников посредством использования элементов ТРИЗ // Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по материалам IХ Всероссийской научно-практической конференции (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С.189-196 РИНЦ
2017 г.
  • Худякова М. А., Волкова Л. В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: сравнение действующего и проекта новой редакции стандарта //  Современная начальная школа: инновации и традиции: электрон. сб. ст. по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета педагогики и методики начального образования (1 ноября 2017 г., г. Пермь) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2017. – С. 21 - 28. РИНЦ
2016 г.
  • Селькина Л.В., Худякова М.А. Методический аспект реализации деятельностного подхода на уроке математики//Начальная школа. – 2016. - № 7. (ВАК)
  • Селькина Л.В., Худякова М.А. Итоговая диагностика предметных результатов обучения как методико-математическая проблема/«Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты»: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 1-2 марта 2016 года., г. Пермь, Россия: в 2 ч. Ч. 1 / ПГГПУ, г. Пермь, 2016. – с. 279-295.
  • Селькина Л.В., Худякова М.А. Методика изучения темы «Масса. Измерение массы» в начальном математическом образовании/Современная начальная школа: воспитание, обучение, развитие: электрон. сб. ст. по материалам VII краев. науч.-практ. конф. : (Педагогические чтения памяти профессора А. А. Огородникова) : (28 янв. 2016 г., г. Пермь) / ред. кол.: Е. В. Иванова, Т. Н. Кобялковская, Н. А. Линк, Л. В. Селькина, Л. С. Синькевич, О. В. Шабалина, под общ. ред. М. А. Худяковой ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – С. 7 – 20.
  • Селькина Л.В., Худякова М.А. Материалы для организации контрольно-оценочной деятельности обучающихся по разделу «Работа с текстовыми задачами» / Опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной и основной школе : электрон. сб. методич. разработок по матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты» (1–2 марта 2016 г., г. Пермь, Россия) / ред. кол. : Л.В. Селькина (глав. ред.), М.А. Худякова, О.В. Шабалина (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – С. 173 - 195. 
2015 г.
  • Худякова М.А. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности       у       младших        школьников на уроках математики //Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания сб. материалов Всерос.с междунар.участием НПК 24-27 марта, 2015 г. Пермь: АСТЕР. 2015. 327 с. – С. 253 – 259.
  • Худякова М.А.,  Демидова Т.Е. Воспитание младших школьников в процессе обучения математике // Воспитательный и  социализирующий  потенциал образовательного  процесса  –  важнейший  фактор  реализации требований  ФГОС:  сб.  ст.  по  матер.  краевых  VI  Огородниковских чтений (27 февр. 2015 г., г. Пермь) / ред. кол.:  Л.В. Селькина, О.В. Шабалина; под общей ред.  М.А. Худяковой;  Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.  –  Пермь,  2015.
2013-2014 гг.
  • Селькина Л. В., Худякова М. А., Акпаева А. Б. Педагогическая команда – главный инновационный ресурс развития факультета в условиях реализации ФГОС ВПО. Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Начальная школа и физическая культура», № 2 (37),  с.48 – 50,  2013 г.,  Алматы, РК. Издание из списка ВАК РК.
  • Худякова М.А. Опыт, система умений и навыков в структуре самосознания. Вестник ПГГПУ, Серия 1. Психологические и педагогические науки. Выпуск 2. Электронный научный журнал  (ноябрь, 2013 год).   
  • Худякова М.А.Мониторинг профессиональной компетентности учителя начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО (ВШЭ, 2014)
  • Худякова М. А.,  Селькина Л. В. Формирование у будущих учителей готовности к реализации стандартов нового поколения./ В материалах Международной НПК «Актуальны проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания», 18.06.2016, Оренбургский государственный педагогический университет. 
  • Худякова М. А.,  Селькина Л. В. Компетентностные задачи в системе начального математического образования/ В материалах Всероссийской с международным участием НПК «Младший школьник в системе начального образования». Герценовские чтения, т. 5. Вып. 1- СПб :издательство ВВН, 2014. – с. 187 – 192.
  • Худякова М. А.,  Селькина Л. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования и диагностики профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов (Махачкала, 2014)
  • Худякова М. А., Селькина Л. В. Роль личностно-ориентированного обучения математике в формировании профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов./ В материалах международной НПК «Современные тенденции физико-математического образования: школа-вуз», 18 – 19 апреля,  Соликамск, 2014 г., ч. 1, с. 127 – 129.
  • Худякова М.А., Копысова Э.С. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования /эл.сб. материалов краевых V Огородниковских чтений «Актуальные проблемы  воспитания и обучения младших школьников в свете федеральных государственных образовательных стандартов», Пермь, 2014, с.208 – 213.
  • Худякова М.А. Мониторинг профессиональной компетентности учителя начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов: матер. второй Всеросс.  науч.-практ.   конф. с междунар.  участием: в 3 кн.  / Пермский филиал Нац.  исслед.. ун-та «Высшая школа экономики»; Университетский округ НИУ ВШЭ. – Пермь, 2014. – 254 с. – С.138 – 143.
  • РИНЦ: Худякова М.А.  Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2 (Часть 2) / 2014: научный журнал / ред. кол.: А.И. Санникова (отв. ред), Л.А. Косолапова, Л.В. Коломийченко, Е.К. Гитман, Е.И. Глушкова (отв. секретарь); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – 339 с., С.312-317. 

Учебные пособия:

  • Худякова М.А., Шабалина О.В., Иванова Е.В. Механизмы достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Худякова М.А., Шабалина О.В. Современные технологии оценивания учебных достижений младших школьников: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Худякова М.А., Шабалина О.ВСистема оценивания метапредметных результатов в  начальной школе УДК: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Худякова М.А., Шабалина О.В., Иванова Е.В.Формирование и диагностика универсальных учебных действий в начальном общем образовании: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Худякова М.А., Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю., Иванова Е.В. Проектирование, анализ и самоанализ современного урока в соответствии с требованиями: рабочая тетрадь. - Пермь: ПГГПУ, 2016.
  • Наш Пермский край: сборник интегрированных заданий. Учебное пособие для нач. школы. – Пермь, 2012. – 129 с. (Допущено МО Пермского края.)
  • Худякова М. А. Обучение младших школьников математике в адаптационный период (электронное учебное пособие). – Пермь. – ПГГПУ, 2012.
  • Власова И. Н., Худякова М. А., Селькина Л. В. Математика (Ч. 5. Элементы алгебры): Учебное пособие. – Пермь, ПГПУ, 2011. – 108 с.
  • Худякова М. А., Селькина Л. В., Боровская Л. А. Реализация ФГОС НОО  (содержательно-технологический блок): Электронное учебно-методическое пособие. – Пермь, ПГПУ, 2010. (Зарегистрировано в  Информрегистре) 19,1 МБ.
  • Худякова М. А., Селькина Л. В., Борисова М. Л. Изучение темы «Время и его измерение» в начальном математическом образовании: учебно-методическое пособие. – Пермь, ПГПУ, 2009. – 118 с.
  • «Подготовительный период в обучении математики», авторы: Селькина Л.В., Худякова М. А., Красильникова Ю. В. (Прошло  регистрацию в Информрегистре)

Назад