Профессиональный портфолио студентов факультета иностранных языков

Сетевой профессиональный портфолио будущего учителя - инновация кафедры методики преподавания иностранных языков.

Используя новую модель образовательного процесса и инновационные технологии обучения (модульное обучение, проектная методика, обучение в сотрудничестве, работа в режиме свободного выбора деятельности, технологии личностно-ориентированного профессионального образования), кафедра методики преподавания ИЯ создала и внедрила в практику новую информационно-коммуникационную технологию «Сетевой электронный профессиональный портфолио» как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка.
Анализ тенденций развития образовательного процесса в соответствии с потребностями общества и модернизации образования, показывает, что идея компетентностного подхода в высшем профессиональном педагогическом образовании приобретает всё большую актуальность. Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования. Практическая реализация этих изменений выступает как подготовка профессионально компетентного будущего учителя.

Моделирование образовательного процесса, ориентированного на профессиональную подготовку будущего учителя, показало, что образовательный процесс выступает фактором эффективного развития его профессиональных компетенций, если целью педагогического образования в контексте компетентностного подхода становится образ желаемого результата образовательного процесса в высшей педагогической школе, который прогнозирует развитие личности будущего учителя, его профессиональной компетентности определяет его условия и оценивает меру создания этих условий.

Кафедрой методики при полной поддержке факультета создана и внедрена в практику новая информационно-коммуникационная технология «Сетевой электронный профессиональный портфолио будущего учителя», как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка.

Использование на факультете новой модели образовательного процесса, инновационных технологий обучения позволило перейти к использованию этой новой ИКТ как средству итоговой государственной аттестации, построенной в логике компетентностного подхода, имеющей междисциплинарный характер. «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка», готовность и способность наших выпускников в осуществлении своей профессиональной деятельности в логике профессиональной иноязычной коммуникативной, филологической и психолого-педагогической компетентности доказывается студентами-выпускниками в виде защиты своего электронного портфолио.

Требования к профессиональной компетентности представлены в виде так называемого профессионального профиля будущего учителя иностранного языка набором профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у студента по мере освоения программ высшего профессионального образования, обеспечивающих профессиональное развитие личности в целом. 

Профиль заполняется студентом самостоятельно, а затем, на основании материалов содержащихся в портфолио, проводится его экспертная оценка членами государственной аттестационной комиссии и совместно с выпускником выстраивается его индивидуальная траектория будущего профессионального саморазвития. Таким образом, профиль рассматривается как карта непрерывного образования, целью которого является формирование и развитие профессиональной компетентности. Основным принципом профессиональной подготовки становится всестороннее развитие профессионально компетентной личности и подготовка активного, готового к принятию на себя ответственности педагогического работника. Особо следует обратить внимание на то, что профиль не является портретом преуспевающего студента. Акцент делается на процесс учения и развития.