Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Шрифт:
    • Arial
    • Times New Roman
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Наличие у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности

Наименование объекта Адрес местонахождения Назначение объекта Площадь (кв.м.) Документы
1 Здание учебного корпуса № 1 Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Сибирская, д. 24 Для ведения образовательной деятельности 4851,4 Корпус №1 Сибирская 24
2 Нежилое помещение (Учебный корпус №4) Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Пушкина ул, д. 42 Для образовательной деятельности 12898,8 4-й корпус Выписка из ЕГРП на НИ (28.12.2016)
3 Здание учебного корпуса №2 Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Пушкина ул, д. 44 Для ведения образовательной деятельности 4609 Корпус №2 Пушкина 44
4 Здание учебного корпуса №5 Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Пермская ул., 65 для ведения образовательной деятельности 2379,6 выписка из ЕГРН
5 1-ЭТАЖНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ Здание Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Пушкина, д. 46 АДМИНИСТРАТИВНОЕ Здание 182,2 Административное здание Пушкина 46
6 Помещения общежития (общежитие № 2) Россия, Пермь, Советская ул / Тополевый переулок, д. 62/10 для проживания 1711 Общежитие №2 Советская 62
7 4-ЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ С ПОДВАЛОМ (общежитие № 3) Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Семченко ул, д. 13 для проживания 3674,6 Общежитие №3 Семченко 13
8 Здание (общежитие № 4) Россия, 614990, Пермский край, Пермь, 25-го Октября, д. 37 для проживания 7513,6 Общежитие №4 25-го Октября 37

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Код направления подготовки Наименование образовательной программы Ссылка на перечень специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Высшее образование - Бакалавриат
1 09.03.02 Информационные технологии в образовании
Информация доступна по ссылкам, обрамленным атрибутом тега addRef Информация доступна по ссылкам, обрамленным атрибутом тега addRef Информация доступна по ссылкам, обрамленным атрибутом тега addRef
Информация доступна по ссылкам, обрамленным атрибутом тега addRef Информация доступна по ссылкам, обрамленным атрибутом тега addRef Информация доступна по ссылкам, обрамленным атрибутом тега addRef

Сведения о наличии библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы Лицензии и положения (при наличии) Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.)
1 Библиотека Библиотека Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Сибирская, д. 24 (Здание учебный корпус №1) Положение: положения о библиотеке
49 444,4 49 444,4
  • Читальные залы: пн.-пт. - с 10.00 до 17.00
  • Абонементы, справочно-информационный отдел: пн.-пт. - с 10.00 до 17.00
  • суббота, воскресенье - выходной.

Основной режим работы библиотеки:

Администрация (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 3)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел комплектования (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 3)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел научной обработки документов (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 4)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел обслуживания (ул. Сибирская, 24; ул. Пушкина, 42; Пермская, 65)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Справочно-информационный отдел (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 2)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел периодической литературы (ул. Пушкина, 42. Библиотека)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел книгохранения (ул. Сибирская, 24. Библиотека)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел автоматизированных библиотечных систем (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 6)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной
показать все

да

2 библиотека Библиотека Россия, 614990, Пермь, Пушкина ул, д. 42 (учебный корпус № 4) Положение: положения о библиотеке
79 599 0 0
  • Читальные залы: пн.-пт. - с 10.00 до 17.00
  • Абонементы, справочно-информационный отдел: пн.-пт. - с 10.00 до 17.00
  • суббота, воскресенье - выходной.

Основной режим работы библиотеки:

Администрация (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 3)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел комплектования (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 3)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел научной обработки документов (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 4)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел обслуживания (ул. Сибирская, 24; ул. Пушкина, 42; Пермская, 65)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Справочно-информационный отдел (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 2)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел периодической литературы (ул. Пушкина, 42. Библиотека)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел книгохранения (ул. Сибирская, 24. Библиотека)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел автоматизированных библиотечных систем (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 6)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной
показать все

нет

3 библиотека Библиотека Россия, 614990, Пермь, Пермская ул, д. 65 (Здание учебного корпуса №5) Положение: положения о библиотеке
14 67,8 0 0
  • Читальные залы: пн.-пт. - с 10.00 до 17.00
  • Абонементы, справочно-информационный отдел: пн.-пт. - с 10.00 до 17.00
  • суббота, воскресенье - выходной.

Основной режим работы библиотеки:

Администрация (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 3)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел комплектования (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 3)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел научной обработки документов (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 4)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной

Отдел обслуживания (ул. Сибирская, 24; ул. Пушкина, 42; Пермская, 65)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Справочно-информационный отдел (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 2)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел периодической литературы (ул. Пушкина, 42. Библиотека)

  • Понедельник-пятница - с 10.00 до 18.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел книгохранения (ул. Сибирская, 24. Библиотека)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота - с 10.00 до 16.00
  • воскресенье - выходной

Отдел автоматизированных библиотечных систем (ул. Пушкина, 42. Библиотека, каб. 6)

  • Понедельник-пятница - с 9.00 до 17.00
  • Суббота, воскресенье - выходной
показать все

нет

Данные об объектах спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы Лицензии и положения (при наличии) Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.)
1 спортивный зал № 1 Объект спорта Россия, 614990, Пермь, Пушкина ул, д. 44 60 212,7 0 0

График работы согласно расписанию занятий

нет

2 спортивный зал № 2 Объект спорта Россия, 614990, Пермь, Пушкина ул, д. 44 60 278,3 0 0

график работы согласно расписанию занятий

нет

3 спортивный зал № 3 Объект спорта Россия, 614990, Пермь, Пушкина ул, д. 42 60 591,1 0 0

график работы согласно расписанию занятий

нет

4 спортивный зал № 4 Объект спорта Россия, 614990, Пермь, Пушкина ул, д. 44 30 94,4 0 0

график работы согласно расписанию занятий

нет

Сведения о наличии средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Описание:

Все образовательные программы, реализуемые в университете, обеспечены необходимыми средствами обучения и воспитания, предусмотренными соответствующими ФГОС.

Воспитательный процесс направлен на формирование у обучающихся высоких гражданско-патриотических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, культуры поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и ценностными требованиями. Узнать о средствах и направлениях воспитательной работы можно в разделе Университетская жизнь http://pspu.ru/university-life

В соответствии с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утверждены Минобрнауки 26.12.2013г. № 06-2412 вн) в университете проводится комплекс мероприятий, направленных на интеграцию студентов с особенными потребностями в общеуниверситетский образовательный процесс. Узнать о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, можно в разделе Возможности и условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam

Средства обучения и воспитания ПГГПУ:

1. Образовательная среда включает в себя единое информационное пространство, которое включает в себя развитую ИТ инфраструктуру, комплекс электронных образовательных ресурсов, локальную сетевую инфраструктуру и Wi-Fi-сеть, ЛВС сеть учебных корпусов университета (на базе гибридной топологии).

Программное обеспечение образовательного процесса включает в себя:

  • операционные системы: семейства Windows;
  • университетскую систему электронной поддержки образовательных курсов MOODLE;
  • систему электронного тестирования АСТ;
  • Skype - программное обеспечение, позволяющее осуществлять голосовую связь и видеосвязь через Интернет;
  • пакет прикладных обучающих программ (например, лицензионное программное обеспечение «SDL Trados Studio 2017 Professional (Network)» для обеспечения учебного процесса направления подготовки 45.03.02 по профилю «Перевод и переводоведение»; справочно-правовая система «Консультант-плюс» и др.).

2. В качестве материально-технического обеспечения образовательных программ ВО используются аудитории разного целевого назначения, оборудованные стандартным набором специализированной учебной мебели и учебного оборудования и техническими средствами обучения (мультимедийные средства, лабораторное оборудование, перечень лицензионного программного обеспечения и т.п.), в том числе:

  • специальныее помещения лекционного типа (для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации);
  • специальные помещения для занятий семинарского (практического) типа (для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, кабинеты для проведения лабораторных занятий, оснащенные специальным оборудованием, а также используются компьютерные классы с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; в зависимости от избранной методики проведения занятий семинарского (практического) типа могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины);
  • специальные помещения для самостоятельной работы студентов: учебно-методические кабинеты факультетов, обеспечивающие образовательную программу необходимымиметодическими и дидактическими материалами; 
  • читальные залы фундаментальной библиотеки ПГГПУ;
  • специальные помещения для хранения и профилактического обслуживания оборудования;
  • оборудование, необходимое в образовательном процессе: микроскопы, колбы, пробирки, реактивы; гербари; детектор-индикатор радиоактивности Квартекс РД 8901, индикатор электромагнитных полей ЭМИ 50 «Radeх»,самоспасатели «Феникс», противогазы ГП-7, ГП-7 В, ГП-7 ВМ, ПДФ–2Ш, респираторы РПГ-67, «Кама», «Вион», фантом-тренажор «Anne» и «Junior», складные шины и др.; учебно-лабораторные комплексы;
  • имеются научно-исследовательские лаборатории и центры; 
  • учебно-наглядные пособия: наглядно-дидактические материалы, учебные и учебно-методические пособия, комплекты учебников и рабочих тетрадей для начальной и основной школы; диагностические пакеты; наборы дидактических пособи, игр и др.;
  • для обучения по ряду образовательных программ доступны специализированные средства: мольберты, звукотехнические комплекты; бытовые швейные машины, оверлоки, инструменты для резьбы по дереву, токарные, сверлильные, распилочные, заточные, фуговальные и точильные станки и др.;
  • для проведения культурно-массовых мероприятий имеются два актовых зала, залы и аудитории для занятий вокальных групп, хоровых коллективов, хореографических групп, вокально-инструментальных ансамблей; акустические системы, радиосистемы, микшерные пульты, усилители мощности, звуковоспроизводящая аппаратура, световая система; компьютер, ноутбук, проектор, переносные и стационарные экраны функционального использования для проекции фильмов, слайдов, видеороликов и других видеоматериалов во время проведения мероприятий; рояли, музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля; ежегодно обновляемые комплекты костюмов для коллективов художественной самодеятельности;
  • созданы необходимые условия для проведения занятий физической культурой и спортом, осуществления тренировочного процесса, укрепления здоровья; имеются спортивные  и тренажерные залы; спортивный инвентарь: лыжи, баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи, скакалки, обручи, коврики, гантели и т.д.

3. Образовательный процесс по ОП ВО поддерживается средствами электронной информационно-образовательной среды Университета - системой электронной поддержки образовательных курсов MOODLE, которая обеспечивает:

  • доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплины (модуля), практики, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочей программе, через личный кабинет студента и преподавателя;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации;
  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения;
  • формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; 
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие с преподавателем посредством сети Интернет.

4. Средства индивидуализации, применяемые при реализации образовательных программ

Средства индивидуализации, применяемые для всех обучающихся:

  • гибкость образовательной траектории (индивидуальные графики обучения, с определением контрольных (рубежных) точек и результатов обучения), в том числе индивидуальные учебные планы (ИУП);
  • индивидуально дифференцируемые задания (согласно индивидуально-типологическим особенностям обучающихся определяется  содержание, уровень сложности, объем, способы выполнения, сроки предоставления); 
  • использовании во фронтальной и групповой работе активных методов обучения, которые позволяют студентам проявлять свою индивидуальность (кейс метод, имитационные упражнения на нахождение известного решения, ролевые игры, деловые игры, метод проектов);
  • изменение соотношения контактной и самостоятельной работы студентов (самоуправление своей учебной деятельностью);
  • проблемное обучение (стимулирование студентов к самостоятельному поиску знаний, необходимых для решения конкретной проблемы);
  • контекстное обучение (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением);
  • обучение на основе опыта (активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения);
  • опережающая самостоятельная работа (изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях);
  • использование возможностей самообучения в студенческой группе; применение различных форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов (технологии «вики», форумы, самостоятельный поиск и обмен информацией);
  • применение локально-сетевых технологий - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения;
  • система электронной поддержки образовательных курсов  (в системе Moodle);
  • обеспечение непрерывной (адресной, в зависимости от потребностей обучающегося) консультативной помощи и сопровождение студентов с учетом их индивидуально-типологических особенностей;
  • индивидуальная многопараметрическая оценка: входной контроль, контроль процесса и результатов учебной работы; привлечение в качестве субъектов оценки не только ведущего преподавателя, но и студентов–сокурсников (оценка группой, взаимооценка), представителей работодателя, другого преподавателя (смежной дисциплины).

Средства индивидуализации, применяемые для всех обучающихся, переведенных на ИУП

В индивидуальных планах внеаудиторной работы преподавателей предусмотрены виды работ с обучающимися, переведенными на ИУП по следующим разделам:

учебно-методическая деятельность

  • составление экзаменационных материалов, включая разноуровневые задания по дисциплинам основных образовательных программ;
  • разработка семестрового графика самостоятельной работы студентов и тематик УИРС;
  • разработка электронных образовательных ресурсов;
  • разработка фондов оценочных средств, тестовой базы в электронной системе вуза  в соответствии с ФГОС;
  • ежегодная переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам;
  • разработка заданий для промежуточного кон­троля знаний, индивидуальных работ, домашних заданий;
  • проведение дополнительных консультаций, пере­экзаменовок, выполнение студентами пропущен­ных лабораторных занятий под руководством пре­подавателя;
  • учебно-методическое и организационно-методическое сопровождение курса в вузовской системе электронной поддержки образовательных курсов (Moodle);
  • разработка электронных образовательных ресурсов (видеолекции, презентаций и т.п.) ;
  • подготовка методических указаний и рекомендаций для курсового проектирования;
  • подготовка учебных пособий, методических указаний и рекомендаций для практических занятий;
  • подготовка учебных пособий, методических указаний и рекомендаций для лабораторных работ;
  • подготовка сборников упражнений, задач, методических пособий по организации самостоятельной работы студентов;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм (мультимедийные технологии, тренинги, деловые игры, ситуационные задания и пр.)

научно-исследовательская деятельность:

  • организация работы студенческих научных обществ и кружков;
  • помощь в подготовке студенческих научных работ на конкурсы, гранты;
  • помощь студентам в подготовке докладов на научные мероприятия;
  • помощь студентам в написании научных статей.

Воспитательная (профессионализирующая) деятельность:

  • подготовка и проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на трудоустройство студентов;
  • подготовка команд (студентов) для участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах (вузовских, региональных, всероссийских).

Средства индивидуализации, применяемые для обучающихся, проявляющих незаурядные способности в изучении специальных дисциплин предметной подготовки, научной и профессиональной деятельности

Одаренные студенты получают дополнительную поддержку. Поддержка этих студентов осуществляется по двум блокам:

Блок 1. Система материальных и моральных стимулов, которая включает в себя следующие механизмы поддержки со стороны вуза:

  • получение повышенных и именных стипендий вуза;
  • поддержка и стимулирование участие в ежегодных научных и инновационных конкурсах, научно-практических конференциях всероссийского уровня;
  • поддержка участия студентов в интеллектуальных и творческих, спортивных состязаниях и привлечение лучших студентов в магистратуру и аспирантуру;
  • вовлечение талантливых студентов в научно-исследовательскую проектную деятельность через деятельность студенческих научных обществ на факультетах, научно-учебных лабораторий, проектно-учебных групп;
  • включения студентов в деятельность научных лабораторий, в том числе работающих под руководством ведущих ученых вуза;
  • участие во временных творческих научных коллективах с заработной платой;
  • вовлечение талантливых студентов в инновационную деятельность через кооперацию с другими вузами региона (бизнес-инкубатор г. Перми);
  • участие в программах студенческого обмена и академической мобильности вуза;
  • публикация тезисов, статей, научных разработок в сборниках, периодических изданиях;
  • участие в ежегодных конкурсах на лучшую ВКР, конкурсе «Магистр года», профессиональных конкурсах;
  • участие в олимпиадах по профилю;
  • участие в студенческих объединениях и привлечение талантливых студентов к творческой деятельности посредством создания творческих коллективов на базе вуза с обеспечением финансовой поддержки деятельности творческих коллективов;
  • поддержка профессиональной карьеры одаренной молодежи через развитие корпоративной системы привлечения одаренных студентов к отраслевым проектам и программам, предоставление дополнительных возможностей для профессионального роста, реализация мероприятий по закреплению выпускников в ведущих компаниях и предприятиях региона (социальные пакеты, предоставление жилья и т.п.);

Блок 2. Осуществление материально-технической поддержки, позволяющей реализовывать творческие намерения одарённых студентов (специализированные лаборатории, спортзалы, студии, технологии, программное обеспечение – необходимый “инструментарий”).

Также студенты, проявляющие академическую одаренность, способности в педагогической (методической) и научно-исследовательской деятельности, трудоустроившиеся студенты имеют возможность выхода на индивидуальный учебный план с поддержкой со стороны базовой кафедры; назначением супервизора в профильной организации и кураторов от ПГГПУ.

Средства индивидуализации, применяемые для обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью

В ПГГПУ разработаны адаптированные образовательные программы (АОП), учитывающие форму нозологии. Общее количество АОП  в 2017-18 учебном году - 31 (в том числе для 6 выпускников).

АОП предусматривают вариативность в плане возможностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

  • инклюзивное образование;
  • обучение по общему учебному плану или индивидуальному учебному плану;
  • возможность выбора тех или иных адаптационных модулей обучения в общие сроки или с удлинением срока обучения;
  • обеспечение требуемых для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, учебно-процессуальных особенностей, документальную персонификацию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по АОП;
  • наличие адаптационных модулей (дисциплин) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;
  • в структуре образовательных программ предусмотрена организация адаптационных модулей (например, «Социально-психологическая адаптация (Я учусь в ПГГПУ)»; «Пропедевтика изучения профильных дисциплин по образовательной программе»; «Введение в профессиональную деятельность»; «Первые шаги в профессии»; «Эффективная самопрезентация» и др.)
  • выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися;
  • обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
  • выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда;
  • проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
  • разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально) или на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии;
  • установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
  • создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

 

Обеспечение доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в здания, аудитории, туалетные и другие помещения, а так же их пребывание в указанных помещениях

Наличие доступа: Да

Пандусов: Да

Подъемников: Нет

Поручней: Да

Расширенных дверных проемов: Да

Лифтов: Нет

Сведения об условиях питания обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Лицензии и положения (при наличии) Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.)
1 буфет Объект питания Россия, 614990, Пермский край, Пермь, Сибирская, д. 24
Нет информации
10 39,5 0 0

понедельник - суббота с 10.00 до 17.00

воскресенье - выходной

нет

2 буфет Объект питания Россия, 614990, Пермь, Пушкина ул, д. 42
Нет информации
16 69,3 0 0

понедельник - суббота с 10.00 до 17.00

воскресеьне - выходной

нет

3 буфет Объект питания Россия, 614990, Пермь, Пермская ул, д. 65
Нет информации
16 40,3 0 0

понедельник - суббота с 10.00 до 17.00

воскресенье - выходной

нет

4 столовая Объект питания Россия, 614990, Пермь, 25-го Октября, д. 37
Нет информации
68 366,6 0 0

круглосуточно

нет

Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Описание:

Оказание медицинской помощи осуществляется в здравпункте (г. Пермь, ул. Пушкина 42, 4 учебный корпус), переданном учреждению здравоохранения по договору безвозмездного пользования нежилыми помещениями, закрепленными на праве оперативного управления за Университетом, находящееся в технически исправном рабочем состоянии, отвечающего требованиям пожарной безопасности, оснащенного надлежащим оборудованием и инструментами, доступного для лиц с ОВЗ и малоподвижных групп населения согласно законодательству Российской Федерации.

Медицинское обслуживание обучающихся в помещениях здравпункта Университета осуществляется на основании лицензии на медицинскую деятельность медицинским персоналом учреждения здравоохранения г. Перми: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Городская клиническая поликлиника г. Перми".

Медицинское обслуживание включает в себя мероприятия:

  • по оказанию экстренной медико-санитарной помощи обучающимся и работникам Университета;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
  • лекарственное и медикаментозное обеспечение;
  • организацию мероприятий по выявлению, профилактике и снижению заболеваемости;
  • проведение вакцинаций обучающихся.

Режим работы объектов лечебно-оздоровительной инфраструктуры регламентирован графиком работы.

Пользование объектами лечебно-оздоровительной инфраструктуры Университета возможно в период работы объекта и в присутствии медицинского и обслуживающего персонала Университета.

Во время пользования объектами лечебно-оздоровительной инфраструктуры Университета обучающиеся и работники обязаны соблюдать Правила поведения и распорядок дня соответствующих структурных подразделений.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями

Общее число учебных корпусов в ВУЗе

Из них  число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся:

4 учебных корпуса 

с нарушениями зрения

Присутствует частично

 с нарушениями слуха

Присутствует частично 

с нарушениями опорно-двигательного   аппарата

Присутствует частично

Наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)

Имеется вход с минимальным перепадом высот; а также вход, оборудованный пандусом 

Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)

На первом этаже главного корпуса, без перепада высот от уровня входа находится фундаментальная библиотека, в остальных корпусах - учебные аудитории, методические кабинеты и компьютерные классы

Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)

Присутствует частично

Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.

Учебные корпуса университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло

Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих

Присутствует

Доступность библиотечного фонда для обучающихся:

 

 

с нарушениями зрения

Присутствует частично 

с нарушениями слуха

Присутствует частично 

с нарушениями опорно-двигательного   аппарата

Присутствует частично

Обеспеченность деятельности по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией

Наличие на сайте вуза специального  раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam

Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ

Присутствует

 

Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (п.4.20, 4.23, п.4.37, п.4.46, п.4.49, п.5.17, п.6.1, п.6.2, 6.6)
Положение о порядке проведения и объеме подготовки по физической культуре по программам бакалавриата при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Положение о порядке перевода обучающихся в ПГГПУ с платного обучения на бесплатное (п.4.7)
Положение о степендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся (п.5.2, 8.2, 8.7, приложение 4 п.2)
Порядок организации освоения образовательной программы обучающимися по индивидуальному учебному плану (п.4.7, 7)
Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (п.4.1)

Положение  о порядке проведения ГИА по ОП ВО - программам бакалавриата и программам магистратуры ПГГПУ (раздел 11, приложение ж)

Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы  высшего образования бакалавриата и магистратуры (раздел 4)

Положение о порядке разработки и реализации адаптированных образовательных программ бакалавриата и магистратуры

Официально утвержденные паспорта доступности зданий

Паспорт доступности объекта 8, Пушкина, 44(2 к.)

Паспорт доступности объекта 9, Советская, 62 (2 об.)

Паспорт доступности объекта 10, Семченко, 13 (3 об.)

Паспорт доступности объекта 11, Пермская, 65 (5 к.)

Паспорт доступности объекта 12, 25 Октября, 37 (4 об.)

Паспорт доступности объекта 13, Сибирская, 24 (1 к.)

Паспорт доступности объекта 14, Пушкина, 42 (4 к.)

Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-1.-plan-meroprijatij-po-razvitiju-inkluzivnogo-obrazovanija-v-pggpu 

Наличие на сайте информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ 

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam

Раздел. Абитуриенту. Подраздел. Порядок приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - http://pspu.ru/enrollee/poradok-prijema-invalidov-i-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostami-zdorova

Изданные и принятые к публикации статьи в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последние 5 лет

Патенты, полученные на разработки за последние 5 лет

Количество: 7

Свидетельства о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданные на разработки за последние 5 лет

Количество: 27

Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами

Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – Комиссия по инклюзивному образованию

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-4.-kompleksnoje-soprovozhdenije-obuchenija-lic-s-ovz-i-invalidnostu/komissija-po-inkluzivnomu-obrazovaniju 

Ответственный за организацию сопровождения студентов с  ОВЗ и инвалидностью в вузе

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – Комиссия по инклюзивному образованию

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-4.-kompleksnoje-soprovozhdenije-obuchenija-lic-s-ovz-i-invalidnostu/komissija-po-inkluzivnomu-obrazovaniju

Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – Комиссия по инклюзивному образованию

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-4.-kompleksnoje-soprovozhdenije-obuchenija-lic-s-ovz-i-invalidnostu/komissija-po-inkluzivnomu-obrazovaniju

 

В штате университета состоят педагогические работники профильных кафедр (кафедра специальной педагогики и психологиикафедра логопедиикафедра социальной педагогикикафедра адаптивной и лечебной физической культуры) со специальным дефектологическим образованием, имеющие опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью:

педагог-психолог

социальный педагог

специалист по техническим и программным средствам

профориентолог

сурдопедагог

переводчик русского жестового языка (переводчик-дактилолог)

тифлопедагог

тьютор

ассистент-помощник

Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью – Комиссия по инклюзивному образованию

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-4.-kompleksnoje-soprovozhdenije-obuchenija-lic-s-ovz-i-invalidnostu/komissija-po-inkluzivnomu-obrazovaniju 

Общее число ППС прошедших повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течении 3-х лет

49

Тематика курсов повышения квалификации/ программ переподготовки:

-                   Доступная образовательная среда в ВУЗе. Психолого-педагогические условия сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва);

-                   Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь);

-                   «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва);

-                   Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании (ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования", Пермь);

-                   Клиническая психология (ГБОУ ВПО «ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера», Пермь);

-                   Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: альтернативная коммуникация (ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург);

-                   Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях (ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет, Москва);

-                   Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» («Учитель-дефектолог») (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Москва);

-                   Современные технологии управления волонтерской деятельностью и развитие профессионального мастерства руководителей волонтерских центров движения «Абилимпикс» (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва);

Современные представления о слепоглухоте: социальные, психологические педагогические аспекты (ИКП РАО, Москва)

Профориентация в системе инклюзивного высшего образования

Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

 

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Профориентация в системе инклюзивного образования

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-5.-proforijentacija-v-sisteme-inkluzivnogo-obrazovanija 

Качество организации процесса обучения и сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью:

 

психолого-педагогического сопровождения

Присутствует

медицинского сопровождения

Отсутствует

тьюторинга

Присутствует

социально-реабилитационного сопровождения

Присутствует

Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью дополнительной финансовой поддержки (специальные стипендии, гранты и т.п.)

Присутствует

Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с  ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Наличие в вузе досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Наличие отдела по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Подразделения. Подразделы. Учебно-методическое управление - Отдел практики, трудоустройства и профессионального сопровождения

http://pspu.ru/career/cent-sodejstvija-trudoustrojstvu/

Наличие программы содействия трудоустройству выпускникв с ОВЗ и инвалидностью

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-7.-postdiplomnoje-soprovozhdenije-

Обеспеченность постдипломного сопровождения

Наличие программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам ВО

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Постдипломное сопровождение.

http://pspu.ru/education/vozmozhnosti-i-uslovija-dla-poluchenija-obrazovanija-obuchajushhimisa-s-ogranichennymi-vozmozhnostam/razdel-7.-postdiplomnoje-soprovozhdenije-

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:

наличие адаптационных модулей

Присутствует

выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией

Присутствует

включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

наличие адаптированной программы практики

Присутствует

наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации

Присутствует

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами

Присутствует

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации:

инклюзивная в общих группах

Присутствует

специальная в специализированных группах

Присутствует частично (для занятий по физической культуре)

смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)

Присутствует

по индивидуальному учебному плану

Присутствует

с применением дистанционных технологий

Присутствует

Специальные условия для получения высшего образования обучающимися сограниченными возможностями здоровья

Обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью выстраивается на основе реализациипринципов: полисенсорности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.

Обучение студентов с нарушением слуха

В структуру методических материалов / ресурсов по дисциплине могут быть включены:
- учебно-методические презентации,
- видеоматериалы с текстовым сопровождением,
- структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти;
- словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;
- раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля.
Специфика обучения студентов с нарушениями слуха заключается в следующем:
• представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности;
• представление материала малыми дозами;
• комплексное использование устной, письменной, дактильной, жестовой речи;
• хорошая артикуляция;
• немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
• неоднократное повторение основных понятий, терминов, их определения (фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования);
• опережающее чтение лекционного материала (студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты; такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты).
• обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, схемами и пр.;
• тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем;
• специальное оборудование учебных кабинетов (звуковые средства воспроизведения информации).


Выбор методов обучения осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие,самостоятельная работа, индивидуальная консультация).

При изучении курса используются следующие методы обучения:
• объяснительно-иллюстративный (лекция, работа с литературой и т. п.);
• репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);
• программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу).


Обязательными элементами каждого занятия являются:

  •  название темы,
  • постановка цели,
  •  сообщение и запись плана занятия,
  •  выделение основных понятий и методов их изучения,
  • указание видов деятельности студентов и способов проверки усвоения материала,
  • осуществление текущего контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (представление соответствующих комментариев) по результатам обучения и с оценкой результатов учебной деятельности.

       Особое внимание уделяется сопровождению самостоятельной работы обучающимися с нарушениями слуха, в том числе с индивидуальным консультированием, обратной связью с элементами дистанционного обучения.
       При проведении промежуточной аттестации приоритетно учитываются результаты текущего контроля результатов обучения.

Обучение студентов с нарушением зрения

В структуру методических материалов / ресурсов по дисциплине могут быть включены:
- текстовые документы, учебно-методические презентации с возможностью адаптации (версия для слабовидящих),
- видеоматериалы с аудиосопровождением,
- объемные модели, муляжи, раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля.
Специфика обучения студентов с нарушениями зрения заключается в следующем:
• дозирование учебных нагрузок;
• соблюдение режима освещенности помещений (искусственная освещенность от 500 до 1000 лк; использование настольных ламп; расположение источника света слева или прямо);
• предоставление информации в аудиальной и кинестетической модальностях (рельефно-точечная система Брайля, запись и предоставление информации в аудиоформате);
• применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов;
• специальное оборудование учебных кабинетов (технически средства адаптации визуальных изображений для слабовидящих, устройства ввода информации и печати на основе рельефно-точечной системы Брайля, устройства для записи и
воспроизведения аудиофайлов).


Выбор методов обучения осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа, индивидуальная консультация).

При изучении курса используются следующие методы обучения:
• объяснительно-комментирующий (лекция, работа с литературой с комментариями преподавателя и т. п.);
• репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);
• программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу).

                                                                                                                                     Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата
В структуру методических материалов / ресурсов по дисциплине могут быть включены:
- учебно-методические презентации,
- видеоматериалы,
- структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти;
- объемные модели, муляжи,
- словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;
- раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля.


Специфика обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата заключается в следующем:
• дозирование учебных нагрузок;
• соблюдение динамического режима;
• предоставление информации в различных модальностях (зрительной, аудиальной, кинестетической);
• применение технических устройств, расширяющих двигательные и познавательные возможности студентов;
• специальное оснащение учебных кабинетов (оборудование для обеспечения беспрепятственного доступа в учебные аудитории – поручни, расширенные дверные проемы, специальные кресла и др.).

Выбор методов обучения осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие,
самостоятельная работа, индивидуальная консультация).

При изучении курса используются следующие методы обучения:
• объяснительно-демонстрационный (лекция, работа с литературой с комментариями преподавателя, демонстрация моделей, моделирование процессов и т. п.);
• репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);
• программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу).

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде и электронным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды Да
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся 1071
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе) 21
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов 2
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов 1
Наличие базы данных электронного каталога(количество) 1

Все учебные корпуса объединены в единую VPN-сеть университета, которая насчитывает более 1000 подключений. Создан коммутационный центр с высокой пропускной способностью и защитой информации. Смонтирована новая высокоустойчивая структурированная кабельная сеть с топологией кольца. Обеспечена высокая скорость доступа (до 100 Мбит/с) как к внутренним ресурсам (Интранет), так и к внешним (Интернет) Кроме этого, территория университета покрыта сетью точек wi-fi доступа, поэтому каждый студент имеет возможность работы в интернет-пространстве. В вузе действует 26 компьютерных классов и 16 методических кабинетов оснащенных рабочими местами (общим количеством 380 мест) для обеспечения свободного доступа учащихся к информационным ресурсам и информационным системам, таким как: система поддержки электронного обучения Moodle 2.9 (более 5000 активных пользователей), портфолио учащихся (500 пользователей), сервис публикации ВКР (1500 работ). ПГГПУ является участником программы  Microsoft Imagine, что обеспечивает доступ учащихся и преподавателей ВУЗа к передовым разработка софтверного гиганта. 

Все рабочие места в компьютерных классах, методических кабинетах и библиотечных залах оснащены программным обеспечением (синтезаторы речи, функции видеоувеличения, голосовой ввод, трансляция звука на мобильные устройства).  В аудиториях оборудованных мультимедийным оборудованием предусмотрена возможность звукоусиления.

В вузе имеется электронная библиотека ПГГПУ, которая позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами. ЭБ ПГГПУ включает электронные версии документов созданных сотрудниками структурных подразделений ПГГПУ в процессе научно-исследовательской деятельности, а также работниками сторонних организаций, которые опубликовали свои материалы в издательстве ПГГПУ и передали университету право на их размещение в открытом доступе, а также сторонних сотрудников, согласных разместить свои издания и материалы на сайте ПГГПУ. ЭБ включает электронные документы авторов/правообладателей и оригинал-макеты из РИО ПГГПУ и других издательств, если преподаватель ПГГПУ опубликовал там работу.

Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью имеет доступ к Коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ЭБ МГППУ, в рамках соглашения о взаимодействии ПГГПУ и МГППУ.

Контент библиотеки включает также электронные документы, переданные из ЭБ Челябинского и Башкирского госпедуниверситетов в соответствии с Договором о сотрудничестве вузов. Большинство ООП реализуются с использованием системы электронной поддержки образовательных курсов, которая обеспечивает онлайн поддержку образования. 

В ПГГПУ создан сервис, который обеспечивает онлайн трансляцию занятий и мероприятий университета и создание видеозаписей открытых дистанционных лекций. 

Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Координирует внеучебную и воспитательную работу в вузе и. о. проректора по внеучебной работе ПГГПУ. Организацию работы осуществляет отдел по внеучебной работе и структурные подразделения ПГГПУ.

Таблица 7.1.1. Подразделения, курирующие внеучебную деятельность студентов

ПодразделениеКол-во штатных работников
Спортивный клуб «Учитель»2
Студенческое научное общество1
Студенческий клуб3
Цент содействия трудоустройству студентов и выпускников ПГГПУ4
Центр психологической поддержки1
Первичная профсоюзная организация студентов ПГГПУ3

 

В воспитательном процессе участвуют заведующие кафедрами, руководители структурных подразделений, все преподаватели и сотрудники университета. При проведении и организации студенческих мероприятий с сектором внеучебной и воспитательной работы активно сотрудничает библиотека, кафедра физической культуры, кафедры педагогики, отдел по связям с общественностью и профком студентов ПГГПУ.

В вузе ведет активную работу Совет по воспитательной работе, в состав которого входят заместители деканов факультета по внеучебной работе,  руководители структурных подразделений и возглавляет Совет председатель - проректор по внеучебной работе и развитию образовательной среды ПГГПУ. Совет проводит ежемесячные встречи по утвержденному плану на учебный год. Заседание Совета протоколируется и выносится проект решения обсуждаемых проблем и вопросов.

Работа кураторов является составной частью воспитательного процесса вуза. Она направлена на формирование студенческих коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности института, на создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координацию и коррекцию различных влияний на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Ежегодно приказом ректора назначаются куратора 1 и 2 курсов всех факультетов.

Для обеспечения адаптации первокурсников к вузовской системе и студенческой жизни в университете разработан и издан «Ежедневник студента». В отчетный период основными формами работы кураторов с академическими группами являлись: кураторские часы, экскурсии, праздничные вечера, индивидуальная работа со студентами, организация участия студентов в мероприятиях в рамках вуза, города и края.

Таблица 7.1.2. Направления внеучебной деятельности ПГГПУ

 

Направление

Кол-во мероприятий проводимых в 2016 г.Кол-во студентов учувствовавших в мероприятиях в 2016 г.% от общего числа обучающихся на очной форме (из расчета 2680 чел.)
Наука и инновации17155057,8 %
Студенческое самоуправление1231211,6 %
Досуг и творчество10174065 %
Спорт и здоровый образ жизни18250088,9 %
Патриотизм и толерантность540215 %
Волонтерство и социальное проектирование763223,5 %
Трудоустройство и карьера26250088,9 %
Предпринимательство2401,4 %
Студенческие отряды1864824,1 %
Информационные ресурсы132569,5 %

 

Традиционной формой организации научной студенческой работы, которая широко используется для привлечения студентов по специальным, общенаучным и общественным дисциплинам в вузе является студенческие клубы и объединения.

 

Таблица 7.1.3.  Студенческие объединения ПГГПУ

 

Студенческое объединение

Кол-во студентов состоящих в клубе/объединении
Объединенный совет обучающихся26
Объединенный студенческий совет14
Профсоюзные бюро факультетов ПГГПУ65
Клуб юных археологов21
Педагогический отряд «Педагоги за штурвалом»48
Педагогический отряд «Антарес»32
Педагогический отряд «Эйдос»15
Педагогический отряд «Family»12
Сервисный отряд «Перец»13
Профоринтационный отряд25
Клуб молодой семьи7
Клуб любителей востока «КЛЮВ»40
Исследовательская студия исторического дизайна "Волшебный фонарь"15
Совет культоргов12
Студенческий пресс-центр ПГГПУ18
Интеллектуальный клуб ПГГПУ36
Студенческое проектное бюро и Научно-методический центр по образовательной робототехнике13
Студенческий клуб практической психологии. Лаборатория медиапсихологии11
Пермская  археологическая молодежная ассоциация (ПАРМА)15
Научно – исследовательская ассоциация «Логос» (исторический факультет)15
Команда КВН факультета ПиМНО «Бизнесмены Медведева»6
Команда КВН филологического факультет «Вечное сияние чистого»5
Команда КВН факультета ФППД «Детки в клетке»9
Команда КВН исторического факультета «Вишневый рай»6
Команда КВН факультета ИНЭК «Белый носок»7
Студенческие советы общежитий ПГГПУ32
Танцевальный коллектив «Reliz»36
Танцевальный коллектив «Alien»20
Танцевальный коллектив «Клио»18
Танцевальный коллектив «Marvel crew»10
Женский академический хор24
Группа «Самый лучший вуз»14
Газета «Стена»10
Медиацентр LOFT18
Интеллектуальный клуб ПГГПУ22
Студенческий клуб практической психологии. Лаборатория медиапсихологии.13
Танцевальный коллектив ПГГПУ14
Театральный коллектив ПГГПУ31
Вокальный коллектив ПГГПУ11
Лаборатория Студенческих Инициатив Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета19
Клуб любителей иностранных языков "Frend"20
Информационный студенческий блокнот "СтудBook"15
Волонтерский отряд "Ориентир"15
Культличности ПГГПУ11
«Maestro di musica»7
«Агентство патриотических движений ПГГПУ»52
Волонтерский отряд «Дорога добра»10

 

Важную роль в структуре воспитательной деятельности в  вузе играют руководители творческих коллективов. Их работа направлена  на поиск, поддержку и развитие творчески одаренной молодежи. Привлечение студенчества к участию в художественной самодеятельности, совершенствование форм и методов проведения досуга, повышение уровня проводимых культурно-массовых мероприятий и исполнительского мастерства членов творческих коллективов вуза.

Итоговым мероприятиям для творческих коллективов является отчетные концерты. В течение учебного года коллективы ПГГПУ регулярно выступают на конкурсах, фестиваля разных уровней и получают высокие экспертные оценки членов жюри.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов рассматриваются в качестве важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса вуза и осуществляются в органической взаимосвязи с другими направлениями учебно-воспитательной деятельности университета.

Работа по приобщению студентов к здоровому образу ведется по следующим направлениям:

  • эффективное проведение учебных занятий по физической культуре;
  • организация занятий физической культурой, спортом в спортивных секциях, в командах учебных групп, а также в сборных командах вуза по различным видам спорта;
  • проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий во внеучебное время.

Реализация данных направлений осуществлялась в вузе через различные формы внеучебной деятельности: привлечение студентов к активным занятиям в спортивных секциях, проведение общевузовских соревнований по различным видам спорта (Спартакиада ПГГПУ, более 14 видов спорта) участие студентов в межвузовских спортивных и других оздоровительных мероприятиях.

Таблица 7.1.4. Спортивные секции и команды ПГГПУ

 

Спортивные секции

Кол-во студентов занимающихся в секции/команде
аэробика12
баскетбол40
волейбол25
пауэрлифтинг21
мини-футбол24
легкая атлетика17
спортивное ориентирование15
спортивная гимнастика10
Сборные команды 
аэробика8
баскетбол (девушки)14
баскетбол (юноши)13
волейбол (девушки)12
лыжные гонки (юноши)13
пауэрлифтинг14
мини-футбол (юноши)11
мини-футбол (девушки)13
самбо4
бадминтон4
плавание10
легкая атлетика18

 

Интеграция обучающихся в вузовский социум, приобщение их к позитивному досугу и здоровому образу жизни осуществляется в институте в тесной взаимосвязи с проведением профилактики наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, различных видов противоправного поведения студенческой  молодёжи.

Основные направления профилактической работы в вузе включают в себя:

  • осуществление антиникотиновой, антиалкогольной и антинаркотической пропаганды и просвещения среди студенческой молодежи;
  • осуществление мониторинга потребления наркотических и психоактивных веществ (ПАВ) студентами вуза;
  • создание банка данных о студентах «группы риска», усиление индивидуальной работы с ними и оказание комплексной социально-психологической помощи;
  • совершенствование форм организации досуга студенческой молодежи;
  • совершенствование форм информационно-методического обеспечения профилактики наркомании в вузе.

Целенаправленная работа по профилактике наркомании, вич-инфекции и различных проявлений асоциального поведения среди студентов ПГГПУ осуществляется в соответствии с Программы по формированию основ здорового образа жизни и профилактике наркотизации и других видов зависимостей среди студентов ПГГПУ.

Воспитательная работа, проводимая в ПГГПУ имеет организованный характер. Ответственность за планирование воспитательной работы и её реализация лежит на отделе внеучебной работе, структурных подразделений и корпуса заместителей деканов по внеучебной работе факультетов.

Материальная база для реализации внеучебной работы в ПГГПУ достаточная.

Обсуждение вопросов, связанных с воспитательной работой происходит регулярно.

Планы формируются ежегодно, отчет о выполнении плана по внеучебной работе включен в общий отчет университета за учебный год.

В ПГГПУ активно ведется работа по созданию условий для занятий творчеством, спортом, регулярно проводятся культурно-массовые, спортивные, научные мероприятия, конкурсы, выставки работ студентов.

Мониторинг студентов по вопросам организации воспитательной работы, проводимый один раз в семестр показал удовлетворенность материально-технической базой, информативной обеспеченностью и общем уровнем проводимой внеучебной работы, системой поощрений за участие в ней.

В целом, общий уровень организации внеучебной и воспитательной работы в ПГГПУ высокий, что подтверждено многочисленными наградами студентов вуза на мероприятиях научного, творческого, спортивного характера и отсутствием в университете проблем с девиантным поведением студентов.