В ПГГПУ прошла краевая конференция «Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики»

02 декабря 2013

26 ноября силами преподавателей кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права и кафедра психологии при поддержке Министерства образования и науки  Пермского края и аппарата уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, состоялась научно практическая конференция, посвященная актуальным проблемам безопасности современной образовательной среды. Участниками конференции была составлена резолюция, содержащая ряд практических предложений по качественному улучшению современной образовательной среды. 


В рамках конференции обсуждались концептуальные вопросы обеспечения безопасности образовательной среды, социокультурные трансформации современного общества с позиций психологической безопасности, особенности представлений о безопасности среды различных групп субъектов образования, оценка и проблемы различных аспектов безопасности образовательной среды в Пермском крае (психолого-педагогических, здоровьесберегающих, информационных, правовых, антикриминальных и пр.)  Также были рассмотрены стратегии, методы и технологии выявления угроз  безопасности  и  пути их преодоления. Всего в работе конференции приняли участие 39 человек.

Участникам конференции предложены следующие решения и рекомендации:
  1. Безопасность образовательной среды является важнейшим условием реализации задач современного образования на всех его уровнях. Анализ состояния безопасности в образовательных организациях Пермского края  показывает недостаточный уровень ее обеспечения. Существующие риски и угрозы, которые  негативно влияют на функционирование образовательных организаций, ухудшают соматическое и психологическое здоровье, благополучие всех участников образовательного процесса.
  2. Спектр проблем по созданию безопасных условий обучения и воспитания  требует комплексного подхода и должен стать одним из  приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, органов управления образованием.
  3. Первостепенная задача специалистов системы образования разных уровней – поиск научно-обоснованных критериев оценки состояния образовательной среды, отвечающей  требованиям действующего законодательства РФ об образовании, в том числе новых Федеральных государственных образовательных стандартов.  
  4. Критерии оценки уровня безопасности образовательной среды должны стать базовыми условиями в анализе эффективности функционирования любой педагогической системы, проекта, технологии.
  5. Целенаправленная, системная, специально организованная деятельность по созданию эффективно функционирующей модели безопасной образовательной среды в конкретной образовательной организации возможна лишь при активном участии всех ее субъектов: педагогического сообщества, родителей, органов государственной и муниципальной власти, представителей общественности на основе сотрудничества и ненасильственного взаимодействия.
  6. Важным направлением деятельности педагогических коллективов образовательных организаций является инициирование системы мероприятий по подготовке и проведению экспертизы безопасности образовательной среды. Такая экспертиза способствует защите и охране прав и интересов участников образовательного процесса в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями и требованиями  охраны здоровья. Экспертная оценка может стать отправной точкой для поиска ресурсов обеспечения безопасности субъектов образовательной среды.
  7. Направить на рецензию в  Министерство  образования и науки Пермского края   разработанный  профессорско-преподавательским  составом кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права ПГГПУ и участниками конференции проект нормативного правового акта,  в котором предложена модель единого стандарта обеспечения безопасности образовательной среды.
  8. Рекомендовать Министерству образования и науки Пермского края включить в критерии эффективности деятельности образовательных организаций  показатели уровня безопасности образовательной среды  по всем ключевым аспектам, подтвержденные результатами внутреннего и внешнего мониторинга (экспертизы).
  9. Обратиться в Правительство Пермского края с предложением о решении вопроса комплектования образовательных организаций медицинским персоналом  и  об увеличении  продолжительности  времени его нахождения в образовательных организациях  (работа в соответствии с режимом образовательной организации, а не режима, установленного медицинским учреждением).
  10. Рекомендовать  ПГГПУ продолжить междисциплинарные научные исследования в области  обеспечения безопасности образовательной среды.
  11. Рекомендовать ПГГПУ разработать  основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров  в области  безопасности жизнедеятельности, программы повышения квалификации для руководителей образовательных организаций  по вопросам управления системой безопасности образовательной среды. 

К списку новостей