Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи

Новоселова Алевтина Степановна
  • Новоселова Алевтина Степановна
  • ведущий представитель научного направления школы И.Е. Шварца
  • доктор педагогических наук, профессор

Целью масштабного, проведенного в период 1974 по 1999 гг., исследования А.С. Новосёловой было создание и реализация комплексной системы воспитательного влияния, основанной на синергетической связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека педагогически оформленной в систему взаимодействия убеждения и внушения, позволяющей эффективно решать вопросы ресоциализации личности подростков и молодежи в условиях принудительной социальной изоляции.

Новизна подхода

Впервые в данном исследовании была предложена педагогическая концепция ресоциализации социально неадаптивной личности в условиях временной принудительной социальной изоляции, позволяющая с помощью взаимодействующих методов убеждения и внушения влиять на психику человека в целом, активизируя всю его психическую деятельность. «Внушение, активизируя сферу неосознаваемого, нормализует психогенные психические состояния, преодолевает «барьеры» сопротивления воспитанию, пробуждает стремление к самообразованию, создает социально-нравственные установки поведения. Убеждение на основе осмысления реализовавшихся внушенных установок формирует мотивацию самоопределения личности в общественной жизни свободного социума, что подтверждено результатами исследования».

Впервые был теоретически обоснован механизм взаимодействия убеждения и внушения при решении воспитательных задач, создающий возможность перевода психологической личностной установки по Н.Д.Узднадзе (созданной путем внушения) в социальную установку личности в процессе специально организованной деятельности под влиянием методов убеждения.

Впервые было определено место внушающего влияния в процессе ресоциализации личности, представленного в качестве педагогической технологии. На первом этапе данного процесса доминирует внушение, направленное на преодоление социально-нравственных установок. На втором – внушение и убеждение выступают в равном соотношении, формируя социальные установки поведения и создавая благоприятные условия для их реализации в деятельности, воспитывая мотивацию социального самоутверждения. На третьем этапе доминирует убеждение, приобщая социально неадаптивную личность к самовоспитанию.

Практическая значимость исследования

Разработанная педагогическая теория послужила основой создания научно обоснованного педагогического инструментария.

А.С. Новосёловой был предложен и экспериментально проверен комплекс методов и средств, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, организационно оформленный как социально-педагогический тренинг, позволяющий в процессе ресоциализации личности включить её в активную деятельность собственного социально-нравственного преобразования.

Весь процесс ресоциализации личности неадаптивной молодежи был нацелен на формирование у них готовности к нравственно-социальному утверждению, самоопределению и саморазвитию в условиях свободного социума.

Кандидатские диссертации, выполненные под руководством доктора педагогических наук, профессора А.С. Новоселовой
  1. Гаврилова, Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно полезного производительного труда как условие профилактики и преодоления педагогической запущенности. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 1997.16с.
  2. Коротаева, Е.Г. Воспитание гражданственности у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и городского социума (на материале уроков русской словесности). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2011. 22с.
  3. Оплетин, А.А. Педагогическая технология социально-нравственное саморазвитие личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2004. 21с.
  4. Пономарёв, Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности (на материале физического воспитания). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999. 17с.
  5. Ромашкина, Т.В. Формирование у учащихся 8-9 классов социально-нравственных ценностных ориентаций в процессе изучения информатики в условиях общеобразовательной школы. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2006. 25с.
  6. Титова, Л.А. Социальное воспитание подростков с затруднениями общения в условиях классного коллектива общеобразовательной школы. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2005. 19с.
 Научные труды А.С. Новосёловой, размещенные на сайте кафедры педагогики:
  1. Воспитательная работа с педагогически запущенными подростками в школе, семье и по месту жительства: методические рекомендации классным руководителям, мастерам ПТУ, воспитателям клубов по месту жительства, работникам комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних  / автор-составитель А.С. Новоселова. – Кудымкар. – 1985.
  2. Новоселова А.С. ЧЕСТЬ ИМЕЮ БЫТЬ: методическое пособие для каби­нетов психической саморегуляции. – Пермь: ПГПИ. – 1991.
  3. НА ПОРОГЕ: методические рекомендации /  автор-составитель А.С. Новоселова. – Пермь: ПГПИ. – 1990.
  4. Психолого-педагогический аутотренинг как средство антиалкогольного воспитания: методические рекомендации / автор-составитель А.С. Новоселова. – Пермь: ПГПИ. – 1989.
  5. Новосёлова А.С. Раздумья... раздумья... раздумья: методиче­ское пособие для сотрудников кабинета педагогического аутотре­нинга в детском доме семейного типа. – Пермь: ПГПИ. – 1991.
  6. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками: учеб­ное пособие. – Пермь: ПГПИ. – 1988.
  7. Новоселова А.С., Зобачева Р.Д. Театральная педагогика как средство саморазвития личности. ­– Пермь. – 2001.
  8. Учет индивидуальных свойств личности в процессе перевоспитания: методические рекомендации воспитателям /  автор-составитель А.С. Новоселова. – Пермь. – 1988.
  9. ВСТРЕЧИ (программа и содержание занятий педагогического аутотренинга для ДИЗО ВТК) / автор-сотсавитель Г. А. Веселкова (Рецензенты: А. С. Новоселова, канд. пед. н., доц.; Т. П. Гаври­лова). – Пермь: ПГПИ. – 1992.
  10. Новоселова А.С. ВЫПОЛНИТЬ СЕБЯ: программа занятий по индивидуальному самовоспитанию. –Пермь: ПГПИ. – 1992.

Доступ к материалам по адресу: http://pedagog.pspu.ru/lib/novoselova