Развитие творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе

Санникова Анна Илларионовна
  • Санникова Анна Илларионовна
  • ведущий представитель научного направления школы И.Е. Шварца, проректор по управлению качеством образования
  • доктор педагогических наук, профессор

Теория развития творческого потенциала обучаемых средствами образования представляет собой современное развитие идей И.Е Шварца. В стратегию педагогического управления развитием творческого потенциала обучаемых средствами образования включены два основных направления:

  • создание развивающего образовательного пространства как внешнего организационно-педагогического условия,
  • формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего психолого-педагогического условия.

Для создания выше названных условий эффективного развития творческого потенциала личности в образовательном процессе и создаются технологии, учитывающие синергию осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики и обеспечивающие личности субъектную позицию.

Новизна подхода заключается в исследовании возможностей развития творческого потенциала с точки зрения баланса двух составляющих:

  • соотношения меры свободы, субъективного выбора личности и объема внешних управляющих воздействий,
  • творческий потенциал личности трактуется как единство рационального и иррационального компонентов,
  • методы развития творческого потенциала включают в себя как традиционные, адресованные к сознанию, так и специальные методы  влияния, направленные  на неосознаваемую сферу психики человека, с целью создания социально-психологических установок на саморазвитие;
  • специальные методы при этом выполняют не только  функцию стимулирования собственной активности субъекта творчества, но и психогигиеническую, обеспечивающую гармонизацию его психических состояний, а также   формирование позитивной Я-концепции.

Актуальность и современность положений педагогической концепции построения образовательного процесса обусловливается тем, что она обеспечивает:

  • гуманистический подход к личности,  ее образованию и воспитанию;
  • ориентирована на развитие собственной активности обучающегося, стимулирование личностного роста.

Современные образовательные технологии, в основании которых лежит концепция взаимосвязи убеждения и внушения, включают в себя:

  • психогигиеническое направление, как создание благоприятного психологического климата в академической группе, а также использование психической саморегуляции в целях коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся (страх, стресс, агрессия);
  • формирование готовности личности к развитию и реализации своего творческого потенциала.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В  СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ 

В основе концепции исследования лежат теоретические представления

  • о феномене творчества и его проявлениях на индивидуально-личностном уровне
  • о творческом потенциале как интегративном образовании личности, имеющем системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • о готовности личности к развитию своего творческого потенциала как сложном динамическом образовании, формирующемся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности

Предметом исследования нашего научного коллектива с начала 90-х  явилось развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе

Научные исследования проводились по нескольким направлениям:
  • Изучение феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне
  • Исследование творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • Разработка структуры понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложного динамического образования, формирующегося по механизму установки на разных уровнях осознанности
  • Изучение механизмов развития творческого потенциала учащихся в в образовательном процессе школы
  • Исследование путей подготовки будущих педагогов к развитию творческого потенциала учащихся
  • Изучение средств стимулирования процесса развития творческого потенциала ребенка в учреждениях дополнительного образования
  • Исследование условий семейного воспитания, стимулирующих развитие творческого потенциала ребенка       
Основные научные результаты:
  • Выявлены закономерности формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала по механизму установки на разных уровнях осознанности
  • Исследованы особенности организации учебно-познавательной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала школьников
  • Изучены пути формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности
  • Определены механизмы стимулирования творческой самореализации подростков при организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей
  • Изучены пути развития Я-концепции, благоприятной для  формирования готовности младшего школьника к развитию своего творческого потенциала, в художественно-творческой деятельности
  • Обоснованы условия семейного воспитания, способствующие развитию у ребенка с особыми образовательными потребностями готовности к творческой самореализации
  • Разработаны теоретико-методологические основы подготовки педагогов к реализации социально-педагогических задач по развитию ТПЛ обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности
  • Определены дидактические основы проектирования курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации, направленные на поддержку творческой самореализации педагогов
  • Определены в логике компетентностного подхода основы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе
Обратимся к содержанию научного исследования
  • Трактовка феномена творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
  • Определение понятия «готовность личности к развитию своего творческого потенциала» как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности
Направления дальнейшего научного поиска
  • Развитие воспитательного потенциала семьи
  • Педагогическая поддержка детской одаренности в условиях семейного воспитания
  • Формирование готовности детей-сирот к жизненному самоопределению
  • Формирование у школьников готовности к социальному проектированию

В ходе исследования имело место многообразие приемов и технологий, осуществлялось решение сложных педагогических задач.
Значимым условием успеха явилось видение участниками научного коллектива теоретических задач исследования и возможностей практического применения полученных результатов.

Результативность

Реализация и внедрение разработок, выполненных в рамках коллективного исследования, представлены:  докторской диссертацией А.И. Санниковой (2002) «Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе», вторая представлена к защите (Коробкова В.В. «Развитие воспитательного потенциала семьи»), семью кандидатскими диссертациями, пятью монографиями (их них 4 в центральных издательствах), 18 учебно-методическими пособиями, а также  более чем 100 опубликованными научными и научно-методическими статьями (из них 23 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ).

Кандидатские диссертации, выполненные под руководством доктора педагогических наук, профессора А.И. Санниковой
  1. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Магнитогорск, 200.
  2. Ратт Т.А. Формирование у студентов педагогического вуза шлтовности к развитию творческого потенциала учащихся. Магнитогорск, 2000.
  3. Калинина О.Л. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала. Пермь, 2001.
  4. Останин П.П. Музыкальное образование школьников в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 2003.
  5. Сулейманова С.С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании. Пермь, 2004.
  6. Тверская О.Н. Развитие готовности детей к самореализации в условиях семейного воспитания (на примере семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями). Пермь, 2006.
  7. Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности. Пермь, 2007.
  8. Парамзина В.В. Моделирование содержания учебных курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования. Пермь, 2007.
  9. Киркина Е.Э. Педагогические условия развития проектной культуры старшеклассников в образовательном процессе. Ижевск, 2011.