Проект "Социально-психологические характеристики семьи как факторы когнитивного и личностного развития ребенка"

Руководитель проекта

Силина Елена Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент

«Теоретическое значение и актуальность исследования заключается в изучении:

  • взаимосвязей социально-психологических характеристик родителей, их отношений к детям;  установок женщин на рождение детей с психологическими особенностями;
     
  • развитии когнитивной и личностной сферы детей от дошкольного до подросткового возраста в семьях различной конфигурации;
     
  • отношений между детьми в одной семье;
     
  • метаиндивидуальных эффектов в семье как особой среде формирования и развития индивидуальности ребенка и родителя».  
О проекте

№ государственной регистрации: 01201273238

Сроки реализации: 10.07.2012-31.12.2013

Цель проекта заключается в комплексном исследовании психологических особенностей членов современной семьи на макро - и микросемейном уровнях. Проект предполагает рассмотреть родительские установки на рождение детей у групп женщин, различающихся по возрастным и демографическим особенностям; изучить свойства личности матерей, отказывающихся от своих детей в роддомах и несовершеннолетних матерей; исследовать психологические характеристики детей из семей различной конфигурации, установить специфику семей, различающихся по социально-демографическим характеристикам (зарегистрированные/незарегистрированние, воцерквленные/невоцерквленные, семьи отцов-одиночек, городские и сельские); выявить различия в когнитивных, эмоциональных, коммуникативных и личностных свойствах в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте; исследовать отношения родителей к старшим и младшим детям в семье и между детьми в одной семье.

Состав временного творческого коллектива
  1. Корниенко Д.С., д.псих.н., профессор;
  2. Сулейманова С., к.пед.н., доцент;
  3. Баландина Л.Л., к.псих.н., доцент;
  4. Евтух Т.В., к.псих.н., доцент;
  5. Харламова Т.М., к.псих.н., доцент;
  6. Вяткина Л.Б., к.псих.н., доцент;
  7. Соснина И.Г., к.псих.н., доцент;
  8. Краснов А.В., к.псих.н., ст. преподаватель;
  9. Попова Т.А., к.псих.н., доцент;
  10. Канаева Л.А., специалист;
  11. Радостева А.Г., аспирант;
  12. Ушкова У.Э., студент;
  13. Рудько Я.С., студент;
  14. Токарева В.Н., студент
Результаты проекта
  • Статьи ВАК:

Силина Е.А., Канаева Л.А.Онтогенез когнитивного развития детей из семей различного размера // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Харламова Т.М., Ушкова У.Э.Специфика взаимодействия биологических отцов и небиологических отцов с детьми дошкольного возраста // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Радостева А.Г. Личностные характеристики беременных женщин в зависимости от возрастных и социально-демографических различий // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Попова Т.А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольников // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Евтух Т.В., Рудько Я.С.Родительские установки в моноэтнических и полиэтнических супружеских парах // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Вяткина Л.Б., Токарева В.О.Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от конфигурации семьи    // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Баландина Л.Л.Родительско-детские взаимоотношения мальчиков и девочек дошкольного возраста в однодетных семьях // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

КорниенкоД.С., Краснов А.В.Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений // Фундаментальные исследования (психология), 2012.

Силина Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 1243-1246

Харламова Т.М. Психологическая специфика брачной ассортативности // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 974-978

Корниенко Д.С. Родительское отношение в связи с разными синдромами темперамента // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 1222-1226

Радостева А.Г. Влияние семейных отношений на родительские установки // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8. (часть 5) стр. 1238-1242

Попова Т.А. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 1233-1237

Евтух Т.В., Баландина Л.Л. Особенности материнского и отцовского отношения к сиблингам // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 953-958

Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье // Фундаментальные исследования. 2013.   № 10. (часть2) стр. 442-445

Канаева Л.А. Академические достижения детей из многодетных семей. // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 1217-1221

Краснов А.В. Характеристика познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 1227-1232

Соснина И.Г. Эмоционально-личностные особенности несовершеннолетних матерей // Фундаментальные исследования. 2013.   № 10 (часть 2) стр. 446-449

Токарева В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от детско-родительских отношений // Фундаментальные исследования. 2013.   № 8 (часть 5) стр. 970-973

Харламова Т.М, Харламов В.Э. Этика научного исследования: зарубежный опыт // Фундаментальные исследования. 2013, № 13

Соснина И.Г. Взаимосвязь уровня креативности и успешности творческой деятельности дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013, № 1

Радостева А.Г. Личностные различия женщин в зависимости от наличия или отсутствия детей // Фундаментальные исследования. 2013, № 13

Попова Т.А., Канаевав Л.А. Особенности агрессивности, тревожности и субъективного переживания одиночества у подростков из детского дома и семьи // Фундаментальные исследования. 2013, № 13

Евтух Т.В. Связь разноуровневых индивидуальных свойств  и когнитивных стилей // Фундаментальные исследования. 2013, № 13

Вяткина Л.Б., Краснов А.В. Психологические особенности готовности к школе детей из приемной семьи // Фундаментальные исследования. 2013, № 13

Баландина Л.Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушенным и нормальным зрением // Фундаментальные исследования. 2013, № 13.

  • Статьи в научных сборниках:

Баландина Л. Л. Личностные характеристики детей в многодетных и однодетных семьях/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 4-13.

Вяткина Л.Б. Психологические особенности детей, воспитывающихся в приемной семье Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 26-30.

Егорова Е.Н. Теоретические подходы и эмпирические основания исследования феномена отцовства Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 50-55.

Евтух Т.В. К вопросу о метаэффекте семьи на характеристики когнитивной сферы ребёнка /Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 39-50.

Краснов А.В. Некоторые аспекты развития младенца в связи с детско-родительскими отношениями/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 55-6-.

Попова Т.А. Детско-родительские отношения и тревожность дошкольника: проявления, взаимосвязь, гендерные отличия/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 60-67.

Радостева А.Г. Личностное развитие женщины в материнстве/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 67-73.

Силина Е.А. Особенности общения и личности детей в условиях детского дома/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 73-77.

Силина Е.А., Канаева Л.А. Внутрисемейные отношения в семьях различного размера/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 77-83.

Соснина И.Г. Особенности проявления агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 83-87.

Сулейманова С.С. Развитие социальной активности детей из детского дома/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С.87-93.

Харламова Т.М. Специфика свойств личностного уровня индивидуальности единственных дочерей и старших дочерей из двухдетных семей/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 94-99.

Рудько Я.С. Детско-родительские отношения как фактор развития общения и личности детей старшего дошкольного возраста: к постановке проблемы/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 99-104.

Токарева В.О. Роль семьи и детско-родительских отношений в психическом развитии/ Вестник ПГПУ. Серия дифференциальная психология. Вып. 2. 2012. С. 104-108.