Проект "Пути и способы формирования в высшей школе профессиональной компетенции по выявлению и использованию возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности"

Руководитель проекта

Санникова Анна Илларионовна,

доктор педагогических наук, профессор

О проекте

№ государственная регистрация: 01201266578

Сроки реализации: 10.07.2012-31.12.2013

Проект нацелен обеспечить научную и педагогическую составляющую профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего педагога. Планируется изучение истории региона, разработка научных концепций, внедрение краеведческого материала в преподавание конкретных дисциплин, изучение его результативности, формирование профессиональной педагогической компетенции в процессе преподавания истории и культуры Пермского края.

Состав временного творческого коллектива
  1. Порозов В.А., к.и.н., доцент;
  2. Ананьева М.С., к.ф.-м.н., доцент;
  3. Косолапова Л.А., к.пед.н., доцент;
  4. Липкина Н.Г., к.пед.н., доцент;
  5. Филатов Н.М., к.и.н., доцент;
  6. Магданова И.В. к.пед.н., ст.преподаватель;
  7. Мусихина И.В., ст. преподаватель;
  8. Горбунова М.В., аспирант;
  9. Камышев К.Д., аспирант; 
  10. Постаногова О.И., студент
Результаты проекта

Акопян И.В., Ананьева М.С. По Пермскому краю на уроках математики // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 254–256.

Ананьева М.С. Внеучебная деятельность как средство формирования культурно-просветительской компетентности учителя математики // Формирование профессионализирующей среды в условиях учебно-воспитательного процесса вуза : Материалы конф. : Пермь, ПГГПУ, 26 апр. 2013. – Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та. – С.50–52.

Ананьева М.С. Формирование региональной образовательной среды в рамках подготовки магистра по направлению «Педагогическое образование» // Мат. межд. науч. конф. «66-е Герценовские чтения»: Проблемы теории и практики обучения математике. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 15-21 апр. 2013. – С.30-31.

Ананьева М.С., Магданова И.В. Возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности в процессе преподавания математики // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 165–170. (ВАК).

Ананьева М.С., Магданова И.В. Возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности в процессе преподавания математики // Проблемы математического образования в контексте новых образовательных стандартов : Сб. статей  / Тобольск. гос. соц.-пед. академия. – Тобольск, 2012. – С. 5–10.

Ананьева М.С., Магданова И.В. Использование региональной культурной среды для формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 251–254.

Ананьева М.С., Магданова И.В. Критерии сформированности профессиональной культурно-просветительской компетентности бакалавра педагогического образования // Современные подходы к оценке и качеству математического образования в школе и вузе : Материалы XXXII Международного научного семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. 26-28 сентября 2013 г. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, РГППУ, УрГЭУ, 2013. – С. 152–153.

Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Сер. № 3. Гуманитарные и общественные науки. – Вып. 2: Исследование региональной идентичности в этническом, религиозном, политическом и культурном аспектах: материалы Всерос. науч.-пркат. конф. / отв. ред. серии Е.М. Калашникова; отв. секр. журнала А.А. Краузе; отв. секр. выпуска В.А. Порозов. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 148 с.

Горбунова М.В. Использование возможностей Пермской региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности обучающихся на примере школы № 2 г. Перми // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 213–217.

Горбунова М.В. Использование возможностей Пермской региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности обучающихся во внеурочное время в общеобразовательном учреждении // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : Материалы Всерос. науч.-теор. конф. 30 окт. 2012 г. – Челябинск, 2012. – Ч. 1. – С. 134–138.

Горбунова М.В., Феденёв А.А. Использование Пермской региональной культурно-образовательной среды для создания культурно-просветительских детских радиопрограмм на примере радиостанций «Эхо Москвы – Пермь» и ГТРК «Пермь» // ЛОМОНОСОВ-2013. Международный молодежный научный форум: Материалы ХХ Междунар. молодеж. науч. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых «Ломоносов»: Секция «Журналистика». – Режим доступа: lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2150/58465_6f00.pdf  ; То же // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А.Антипов и др. [Электрон. ресурс]. – М.: МАКС Пресс, 2013. (ISBN: 978-5-317-04429-9).

Гуманитарный потенциал математики и гуманитаризация математического образования : учеб.-метод. пособие. Направление подготовки – «Педагогическое образование». Магистерская программа – «Математическое образование» / авт.-сост. М.С. Ананьева, И.В. Магданова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 65 с.

95 страниц истории : 1918–2013. ВЛКСМ. Пермский край / сост. Т.И. Демиденко, В.А. Порозов / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ; ПермГАНИ и др. – Пермь, 2013. – 104 с. (29,5 см).

Ершова Т.Н., Магданова И.В. Проект «Детские писатели – наши земляки» как одна из возможностей использования региональной культурной образовательной среды // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 179–182.

Камышев К.Д., Колца А.С. Экологическое воспитание в национальной культуре гагаузов // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 221–223.

Камышев К.Д., Кормилин Д.А. Разработка учебно-методического обеспечения как ключевая проблема преподавания истории по ФГОС в системе среднего профессионального образования // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 170–172.

Камышев К.Д., Тетерин В.И. Геоинформационные ресурсы как инновация в образовательном процессе (на примерах уроков истории) // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе : Сб. науч. трудов. – Пермь : ГСХА, 2012. – С. 139–144.

Косолапова Л.А. Подготовка студентов к использованию возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности в процессе изучения педагогики // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» –  Пермь,  2013.  –  С. 14–16.

Косолапова Л.А. Роль учебной дисциплины «Педагогика» в процессе формирования у студентов вуза профессиональной компетенции «Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности // Образованието и науката на XXI век – 2012. 17–25 октомбри 2012 : Материали за VIII международна научна практична конференция. – София: Бял ГРАД-БГ, 2012. – Т. 20. Пед. науки. – С. 67–70.

Косолапова Л.А., Таринова Н.В. Обучение студентов заочного отделения педагогике: внедрение элементов дистанционного обучения (экспериментально-аналитическая модель) // Российский научный журнал. – 2012. – № 3 (28). – С. 84–91. (ВАК).

Липкина Н.Г. Роль профессиональной компетенции классного руководителя по использованию возможностей культурной образовательной среды для организации воспитательной деятельности со школьниками // Педагогическое образование в России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Межд. науч.-прак. конф. 3–5 окт. 2012 г. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – Ч. 2. – С.101–106.

Липкина Н.Г. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя через интеграцию учебной и внеучебной деятельности по педагогике // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 145–153.

Лурье Л.И., Камышев К.Д. Педагогические проблемы формирования межнационального взаимодействия субъектов образования в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин. Духовное взаимообогащение участников образовательного процесса в учебно-познавательной деятельности // Образование и общество : Науч., информ.-аналит. журнал. – 2012. – № 4 (75). Июль–август. – С. 79–84. (ВАК).

Лурье Л.И., Камышев К.Д. Педагогические проблемы формирования межнационального взаимодействия субъектов образования в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин. Обновление содержания социально-гуманитарных дисциплин в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин // Образование и общество : Науч., информ.-аналит. журнал. – 2012. – № 5 (76). Сентябрь–октябрь. – С.96–101. (ВАК).

Магданова И.В., Власова И.Н. Образовательный проект «Историко-культурный контекст преподавания математики в школе» // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 223–227. (ВАК).

Мусихина И.В. Возможности использования элементов краеведения в курсе «Информационно-коммуникативные технологии в математическом образовании // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 250–251.

По Пермскому краю с царицей наук : сб. задач по материалам творческих работ школьников, студентов, магистрантов и преподавателей математического факультета ПГГПУ / сост. М.С. Ананьева, И.В. Косолапова, И.В. Магданова, И.В. Мусихина ; под ред. М.С. Ананьевой. – Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 108 с.

Порозов В.А. Генезис пермского художественно-культурного феномена // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета : Электронный научный журнал. – Сер. № 3. Гуманитарные и общественные науки. – Вып. 1/2013 / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С. 72–83; То же. [Электронный ресурс] – URL: vestnik3.pspu.ru/vestnik3.pdf

Порозов В.А. Инженерно-техническая интеллигенция в борьбе за научно-технический прогресс в годы семилетки (1959–1965) // Ответственность интеллигенции в контексте времени: Матералы XXIII Междунар. науч.-теор. конф. – Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2012. – С. 168-170.

Порозов В.А. Культурная среда города Перми и проблема педагогического выбора // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». – Пермь,  2013.  –  С. 45–51.

Порозов В.А. Л.Н.Гумилёв о древней истории Приуралья // Лицейское образование как фактор развития человеческого капитала: [Сб. ст.] / Перм. гос. нац. исслед. ун-т и др. – Пермь, 2012. – С. 29–31.

Порозов В.А. Образ интеллигенции российского провинциального города второй половины ХХ века в книгах серии «Пермь как текст»: Статья вторая. Была ли у нас частная жизнь? // Интеллигенция и мир : Рос. междисциплинарный журн. соц.-гуманит. наук / НИИ интеллигентоведения при Иванов. гос. ун-те. – 2012. – № 1. – С. 120–134. (ВАК).

Порозов В.А. Образ интеллигенции российского провинциального города второй половины ХХ века в книгах серии «Пермь как текст»: Статья третья. Крах СССР в провинциальном филологическом дискурсе // Интеллигенция и мир. – 2012. – № 2. – С. 139–150. (ВАК).

Порозов В.А. Педагогическое образование как фактор социальной мобильности // Социальная мобильность в традиционных обществах: история и современность : Материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Ижевск: Ижев. ун-т, 2012. С. 358–368.

Порозов В.А. Первые Заслуженные артисты – пермяки // Пермский край в контексте истории России : Материалы науч.-практ. конф. : XIII-е Смышляевские чтения / Перм. гос. краевая универс. б-ка им. А.М. Горького. – Пермь, 2013. – С. 60–65.

Порозов В.А. Прикамье в контексте идентификации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Сер. №3. Гуманитарные и общественные науки. – Вып. 2: Исследование региональной идентичности в этническом, религиозном, политическом и культурном аспектах: материалы Всерос. науч.-пркат. конф. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – С. 42–54.

Порозов В.А. Прикамье как регион: историко-культурный контекст // Прикамский регион: география, история и культура : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны,  2013. – С. 6–10.

Программа формирования компетенции «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» / Авт.-сост. В.А. Порозов // Региональная культурная среда и педагогический процесс: Формирование общепрофессиональной комепетенции (в контексте ФГОС ВПО) : метод. рекомендации. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – С. 6–9.

Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» : г. Пермь, 13–17 мая 2013 г. / Перм. гос.  гуманит.-пед.  ун-т; Ред. коллегия А.И. Санникова (отв. редактор), В.А. Порозов (отв. секретарь) и др. –  Пермь,  2013.  –  270  с.

Региональная культурная среда и педагогический процесс: Формирование общепрофессиональной компетенции «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» при освоении основной образовательной программы (в контексте ФГОС ВПО) : метод. рекомендации / сост. Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина, В.А. Порозов; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 135 с.

Русский певец Михаил Шуйский : Документы. Материалы. Воспоминания / сост., ред., предисл. В.А. Порозова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 233 с., портр.

Санникова А.И. Формирование у будущих педагогов способности к организации культурно-просветительской деятельности в образовательном процессе педагогического вуза // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности». –  Пермь,  2013.  –  С. 3–10.

Санникова А.И., Безукладников К.Э., Колесников А.К. Современные образовательные технологии для будущего учителя // «Alma mater» (Вестник высшей школы). – 2012. – № 1. – С. 34–38. (ВАК).

Учебно-исследовательская и культурно-просветительская деятельность бакалавров педагогического образования : Направление «Педагогическое образование», профили «Математика. Информатика», «Математика» : учеб.-метод. пособие. / сост. М.С. Ананьева, Л.Г. Недре, А.Ю. Скорнякова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 65 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине История и культура Прикамья / авт.-сост. В.А. Порозов // Региональная культурная среда и педагогический процесс: Формирование общепрофессиональной компетенции «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» при освоении основной образовательной программы (в контексте ФГОС ВПО) : Метод. рекомендации. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – С.93–135.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Художественная культура Перми / авт.-сост. В.А. Порозов // Региональная культурная среда и педагогический процесс: Формирование общепрофессиональной компетенции «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» при освоении основной образовательной программы (в контексте ФГОС ВПО) : Метод. рекомендации. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – С.63–93.

Филатов Н.М. История городов и районов Пермского края : Учеб. пособие. Дисциплина Б3.В.ОД.18 – История Урала, специальность 050401.65 – История, направление 05100.62 – Педагогическое образование, профиль – История. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 301 с.

Филатов Н.М. Муниципальный взгляд на историю Пермского края // Региональная культурная среда и педагогика : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» –  Пермь,  2013.  –  С. 60–62.

Я открываю мир: Сб. материалов краевого историко-литературного конкурса «Жизнь замечательных людей Пермского края» / ред. кол.: Е.В.Бочкарева, Л.В. Серикова, И.В. Магданова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; Гимназия № 31 г. Перми. – Пермь, 2013. – 60 с.