Проект "Исследование проблем безопасной образовательной среды (психолого-педагогический аспект) для детей и членов их семей"

Руководитель проекта

Коломийченко Людмила Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор
 

«Результаты исследования позволили обогатить программно-целевые, технологические, контрольно-оценочные компоненты организации безопасной образовательной среды (психолого-педагогический аспект) для детей дошкольного возраста, разнообразить формы организации и методы экспериментальной работы в образовательных учреждениях, повысить статус дошкольных образовательных учреждений в образовательном пространстве Пермского края».

О проекте

№ государственной регистрации: 01201277909

Сроки реализации: 12.07.2012-31.12.2013

Проект предполагает проведение исследований и мониторинговых процедур, направленных на изучение современного состояния проблемы теории и практики дошкольного и специального образования; разработку концептуальных оснований комплексного сопровождения развития индивидуально-личностного потенциала детей и их семей с учетом требований безопасности образовательной среды; организацию деятельности инновационных образовательных учреждений в контексте темы исследования; корректировку компетентностных моделей и учебных планов подготовки бакалавров и магистров в соответствии с новыми концептуальными посылками; разработку и реализацию программ специальных курсов по результатам исследований; разработку и обсуждение предложений в Правительство Пермского края по проектам в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты по комплексному сопровождению развития индивидуально¬личностного потенциала детей и их семей в условиях полипарадигмального образовательного пространства.

Состав временного творческого коллектива
  1. Ильина И.Ю., к.пед.н., доцент;
  2. Ворошнина О.Р., к.пед.н., доцент;
  3. Тверская О.Н., к.пед.н., доцент;
  4. Токаева Т.Э., к.пед.н., доцент;
  5. Прозументик О.В., к.пед.н., доцент;
  6. Зеленина Н.Ю., к.пед.н., доцент;
  7. Наумов А.А., к.пед.н., доцент;
  8. Зорина Н.А., к.пед.н., доцент;
  9. Чертоляс Е.В., к.пед.н., доцент;
  10. Фадеев С.Б., к.пед.н., ст.преподаватель;
  11. Григорьева Ю.С., к.пед.н., доцент
  12. Чудинова Ю.Г., аспирант;
  13. Пономарева Е.О., магистрант;
Результаты проекта
  • Публикации и доклады:

Ворошнина О.Р. К вопросу о развитии человеческого потенциала в профессиональной подготовке студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Ворошнина О.Р. К вопросу об изучении и оптимизации взаимодействия между матерью и ребенком раннего возраста с синдромом Дауна как условия повышения психолого-педагогической компетентности родителей [Текст] / О.Р. Ворошнина, Н.Г. Старкова // Специальная педагогика и специальная психология: проблемы, поиски, решения: материалы Всерос. Науч.-прокт. Конф., г. Пермь, 04 июня 2013 г. / отв. Ред. О.Р. Ворошнина; Перм.гос. гумм.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С. 20–26 (111 с.).

Ворошнина О.Р. Содержательные аспекты психологической помощи семьям, воспитывающим недоношенных младенцев // Материалы юбилейной международной научно-практической конференции «Специальное образование: пути развития  за 20 лет независимости» (Алматы, Казахстан), 2012

Григорьева Ю.С. Теоретическое обоснование гендерной воспитанности как результата полового воспитания детей дошкольного возраста //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Зорина Н.А. Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста / Н.А. Зорина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – Челябинск, 2012. – № 3 – С. 95-108.

Зорина Н.А. Этические и социально-психологические аспекты изучения нравственного поведения //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Ильина И.Ю., Строганова А.М. Музыкальная гостиная как форма взаимодействия ДОУ с беременными женщинами //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Коломийченко Л.В. «Формирование профессиональной компетентности воспитателей в области социального развития детей дошкольного возраста», международная конференция «Качество образования. Ответственность педагогов», г. Краков (Польша), 23-26.03.12 г.

Коломийченко Л.В. Исследование проблем развития человеческого потенциала как одного из гарантов преодоления кризиса в отечественном образовании //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Коломийченко, Л.В. Книга, зовущая в будущее [Текст] / Л.В. Коломийченко // Педагогика. – 2013. – № 7. – 118–121.

Коломийченко, Л.В. Концептуальные основания безопасной образовательной среды / Л.В. Коломийченко, А.А. Наумов // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 3. – С. 97-100.

Коломийченко, Л.В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина // Педагогическое образование в России. – Научное издание ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – 2012 г. – № 5. – С. 197-208.

Коломийченко, Л.В. Проблемы социального развития в контексте реализации ФГОС дошкольного образования и перспективы их разрешения / Вестник СурГПУ – 2013. - №6.

Коломийченко, Л.В. Теоретические основы диагностики уровня социального развития детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГТ [Текст] / Л.В. Коломийченко // Мир детства и образование: сб. материалов VII всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – С. 159–164 (468 с.).

Коломийченко, Л.В., Фадеев, С.Б. К вопросу о формировании гендерной толерантности у детей дошкольного возраста / Теория и практика  толерантности: от конфликтов к миру и согласию. Материалы Международной научно-практической конференции (14 ноября 2013 года) / Под ред. д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н.,  доцента О.С. Батуриной. – М.: Ваш полиграфический  партнер, 2013. – 250 с.

Наумов А.А. Основные подходы к организации инклюзивного образовательного пространства в ДОУ./ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции ««Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями: состояние и перспективы»: Уфа, 24 октября 2012.: Уфа,  БГПУ 2012 с 98 -102, 0,25 п.л.

Наумов А.А. Социальная интеграция индивидов в инклюзивном образовательном пространстве школы как одно из условий развития человеческого потенциала //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Наумов, А.А. Альтерогративность, как один из основных принципов инклюзивного образовательного пространства / Сборник научных статей участников V  международного теоретико-методологического семинара " Специальная педагогика и психология" в 2 томах. М., Логомаг, 2013,  том 1, С. 126-132.

Наумов, А.А. Концептуальные основания безопасной образовательной среды / Л.В. Коломийченко, А.А. Наумов // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 3. – С. 97-100.

Наумов, А.А. Реализация принципа альтерогративности во взаимодействии субъектов инклюзивного образовательного пространства / Сборник материалов II международной научно-практической конференции " Инклюзивное образование : практика, исследования, методология" М.: ООО "Буки- Веди", 2013 г., с.47-51.

Половодова Л.С., Коломийченко Л.В. Характеристика социальной успешности детей и подростков //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Пономарева Е.О., Чертоляс Е.В. Учебное пособие как средство формирования психолого-педагогической компетентности родителей сиблингов // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. – Пермь, 2012. – 145 с.

Тверская О.Н. Особенности невербальной коммуникации детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] / О.Н. Тверская, Л.Р. Лизунова // Материалы IX Восточной и Центральноевропейской Региональной конференции по проблемам альтернативной и дополнительной коммуникации «Коммуникация для всех» / ред. В.М. Синьова, М.К. Шеремет.– Киев: ДIA, 2013. – 54–59 (164 с.).

Тверская О.Н. Формирование готовности к овладению новым содержанием образования у педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] / О.Н. Тверская // Актуальные проблемы современного образования и подготовки педагогических кадров: материалы Республиканской научно-практической конф. – Петропавловск, 2013.

Тверская О.Н. Характеристика типов семейного воспитания в аспекте развития готовности к самореализации детей с особыми образовательными потребностями и модели семейного воспитания, способствующей ее эффективному развитию //Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Тверская О.Н., г. Пермь, ПГГПУ «Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и инновации», на круглом столе «Инновационные практики в образовании детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» в рамках 9-ой специализированной выставки-ярмарки «Мир людей с инвалидностью» (российский научно-образовательный форум) г. Москва, 16.11.12 г., ВВЦ, пав.№57.

Технологические аспекты личностного развития детей дошкольного возраста. Материалы краевого семинара по проблемам организации безопасной образовательной среды в ДОУ/под. ред. Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьевой. – Перм. Гос.гуман.-пед.ун-т. –Пермь, 2013. 88с.

Токаева Т.Э. Пути повышения профессиональной компетентности специалистов в реализации индивидуального подхода в здоровьесбережении соматически ослабленных дошкольников [Текст] / Т.Э. Токаева // Специальная педагогика и специальная психология: проблемы, поиски, решения: материалы Всерос. Науч.-прокт. Конф., г. Пермь, 04 июня 2013 г. / отв. Ред. О.Р. Ворошнина; Перм.гос. гумм.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С. 90–96 (111 с.).

Токаева Т.Э., Шардина Е.М. «Портфолио здоровья дошкольника» как средство формирования субъектного опыта детей в физкультурно-оздоровительной деятельности и повышения их жизненного потенциала//Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 462 с.

Фадеев, С.Б. Об изучении воспитательных возможностей народных сказок в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста / С.Б. Фадеев // Педагогическое образование в России. – 2012. – №4. – С. 184-188.

Фадеев, С.Б. Структура толерантности как личностного образования в педагогическом аспекте /С.Б. Фадеев // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С. 1087-1090.

Фадеев, С.Б. Сущность толерантности как многоаспектного феномена /С.Б. Фадеев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №3. – С. 238-246.

Ворошнина О.Р. Изучение взаимодействия недоношенных младенцев с матерями / Мир науки, культуры, образования. 2013 г. декабрь

  • Монографии:

Коломийченко, Л.В. Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Феномен развития детей дошкольного возраста: моногр. / под ред. Л.В. Трубайчук). – М.: Владос, 2013. – Гл. 4. – С. 80-118 (234 с.).

Коломийченко, Л.В., Фадеев, С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста /. Пермь: ПГГПУ, Пермь 2013 г.-129 с.

Коломийченко, Л.В. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: монорг. / Л.В. Коломийченко, Е.А.Конышева. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 196 с.

  • Учебники (учебно-методические пособия):

Коломийченко, Л.В. Семейные ценности воспитания детей 3-7 лет: метод. пособие [Текст] / Л.В. Коломийченко, О.А. Воронова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.