Проект "Психолого-педагогическая безопасность личности в образовательном пространстве: профилактика и комплексное сопровождение"

Руководитель проекта

Богомякова Оксана Николаевна

кандидат психологических наук, доцент
 

"Безопасность личности и образовательной среды в практике Пермского образования - актуальная и востребованная тема. Наш проект в части теоретического обоснования и практических разработок занял эту нишу с намерением предоставить профессиональному сообществу и лично каждому заинтересованному лицу спектр методических пособий и образовательных услуг. Значимость проекту придает возможность моделировать социальное пространство как психологически комфортное и безопасное. Результативность проекта позволяет транслировать опыт в сфере образования, социальной сфере, бизнес-структурах. Широкий спектр эффектов обеспечивает система мониторинга психологической безопасности в пространстве образовательной организации и семье, универсальная схема моделирования психологически комфортной и безопасной среды, 6 программ авторской тематики, учебные курсы, тренинги, программы подготовки кадров"

О проекте

№ государственной регистрации: 01201273231

Сроки реализации: 10.07.2012-31.12.2013

Проект ориентирован на целостный анализ социокультурной ситуации, то есть акцентирование внимания на психологическом анализе среды, в которой осуществляется развитие и функционирование человека с одновременным учетом психологического ресурса личности. Уровень психологической безопасности личности может выступать показателем оценки эффективности деятельности, в которую личность включена, и служит нормативным основанием для разработки психолого-педагогческих программ. Планируется проведение анализа состояния психологической безопасности образовательной среды в образовательных учреждениях г.Перми и Пермского края, определение критериев и показателей психолого-педагогической безопасности образовательной среды, составление программ, обеспечивающих психологическую безопасность в образовательной среде.

Состав временного творческого коллектива:
  1. Попова Т.А., к.псих.н., доцент;
  2. Соснина И.Г., к.псих.н., доцент;
  3. Баландина Л.Л., к.псих.н, доцент;
  4. Сороковикова Э.Г., ст.преподаватель;
  5. Галиева С.Ю., ст. преподаватель;
  6. Смирнова А.В., методист;
  7. Филатова О.И., психолог;
  8. Тукачева Е.В. студент.
Результаты проекта:
  • Монография:

Психологическая безопасность образовательного пространства: монография / под ред. О.Н. Богомягковой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 66 с.

  • Учебные программы:

Сороковикова Э.Г. Профилактика и коррекция психофизиологических расстройств у студентов в стрессогенной ситуации экзамена: учебная программа / под ред. О.Н. Богомягковой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 73 с.

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учеб.- метод. пособие по дисциплине. Направление подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: правовое и социально-педагогическое образование. Квалификация: магистр/авт.-сост. О.Н. Богомягкова, Л.Л. Баландина, Т.А. Попова, Э.Г. Сороковикова. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 48 с.

Психологическая безопасность в ЧС, образовательной и семейной системе: Программа повышения квалификации специалистов образовательных организаций (педагоги, психологи, социальные работники) и сотрудников МЧС (144 часа/560 час)/авт-сост. О.Н.Богомягкова. – Пермь, 2013.

  • Учебно-методические пособия:

Богомягкова О.Н. Формирование социальных компетенций дошкольников и младших школьников как условие психологической безопасности личности ребенка – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 106 с.

Баландина Л.Л. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в ВУЗе.: – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 130 с.

Галиева С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении, с целью обеспечения психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методические рекомендации для социальных педагогов, психологов, классных руководителей. – Пермь: ОТ и ДО, 2012. – 48с.

Попова Т.А. Эмоциональное выгорание, стресс и совладающее поведение в педагогической деятельности /под ред. О.Н.Богомягковой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 74с.

Смирнова А.В. Психологическое сопровождение девушек и юношей в кризисной ситуации, в трудной жизненной ситуации – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 59с.

Соснина И.Г. Адаптация подростка в новом социуме: диагностика, психолого-педагогическая поддержка /под ред. О.Н.Богомягковой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 26с.

Филатова О.И. Профилактика развития нарциссических наклонностей личности как условие психологической безопасности личности подростка – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 59с.

  • Статьи в российских изданиях (журналы, рецензируемые ВАК):

Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность личности в условиях инклюзивного образования//Ярославский педагогический вестник, Т.II Психолого-педагогические науки - №4, 2013г.

Богомягкова О.Н. Уровневый подход к анализу и оценке психологически безопасного образовательного пространства//Психологическая наука и образование. Психологическая оценка и сопровождение безопасности образовательной среды/ И.А.Баева, Л.А.Гаязова, О.В.Вихристюк - №6, 2013г. – С.107-114

Галиева С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель//Современные проблемы науки и образования – Саратов, РАЕ - №6, 2013 [эл.версия]

Попова Т.А. Самоактуализация как условие совладания с эмоциональным выгоранием педагога//Современные проблемы науки и образования – Саратов, РАЕ - №6, 2013 [эл.версия]

Смирнова А.В. Взаимосвязь особенностей личности девушек студенток и их отношения к образовательной среде вуза//Современные проблемы науки и образования – Саратов, РАЕ - №6, 2013 [эл.версия]

Сороковикова Э.Г. Психофизиологические состояния студентов в стрессогенной ситуации экзамена//Ярославский педагогический вестник, Т.II Психолого-педагогические науки - №4, 2013г.

Соснина И.Г. Некоторые аспекты психологической адаптации младших подростков в новом социуме//Ярославский педагогический вестник, Т.II Психолого-педагогические науки - №4, 2013г.

  • Статьи в российских изданиях (сборники материалов конференции) (25):

Богомягкова О.Н. Моделирование и содержание тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании//Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сборник материалов Всероссийской научно-рпракт.конф.с международным участием. 23-24 ноября 2012/ред.колл. В.В.Садырин, Б.У.Хашагультов, В.В.Базилюк, Е.А.Гнатышина. – Челябинск, изд-во ООО «Цицеро». – 2012 – С.269-272

Богомягкова О.Н., Смирнова А.В. Психологическая безопасность личности в ситуации стресса// Личность в экстремальных условиях: Всероссийская научно-практическая конференция 15-17 октября 2012г. – КамГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – С.11-22

Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность образовательного пространства ВУЗа //Вестик ПГГПУ, сер. №1. Психологические и педагогические науки. Вып.1: научный журнал/ ред.кол.: Е.А.Силина, А.А.Волочков, Д.С.Корниенко, Т.В.Евтух – Перм.гос.гуманит-пед.ун-т. – Пермь, 2013 – С.60-67

Богомягкова О.Н. Психологическое сопровождение детей, переживших развод родителей//Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей/Под ред.И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. – М.:МГППУ, 2013 – С.147-152

Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность пермского образования: итоги и перспективы исследований//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.16-28

Богомягкова О.Н. Ресурсы и возможности: психодраматическая практика в работе с детьми// Психологическая наука и практика: современное состояние и перспективы развития: материалы II Форума психологов Прикамья (Пермь, 1-2 декабря 2012). – Пермь: ОТ и ДО, 2012. – С.22-24

Богомягкова О.Н. Сепарация в техниках приходрамы/Ананьевские чтения-2013. Психология в здравоохранении: материалы научной конференции, 22-24 октября 2013г./Отв.ред. О.Ю.Щелкова. – СПб, 2013 – С.142-144

Богомягкова О.Н. Формирование толерантности в образовательном пространстве школы//VI Международная педагогическая ассамблея, ЧУ «НИИ педагогики и психологии» 5 ноября 2012. – Чебоксары, 2012 – С.9-12

Баландина Л.Л. Субъективное восприятие образовательной среды//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I/Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.5-12

Галиева С.Ю. Взаимодействие семьи и школы как фактор профилактики буллинга//VI Международная педагогическая ассамблея ЧУ «НИИ педагогики и психологии» 5 ноября 2012. – Чебоксары, 2012 – С.17-20

Галиева С.Ю. Структура и содержание индивидуальных программ реабилитации семьи//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.28-36

Попова Т.А. Личностные качества и профессиональная активность педагогов как условие психологической безопасности//Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей/Под ред.И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. – М.:МГППУ, 2013 – С.120-123

Попова Т.А. Совладание с эмоциональным выгоранием и самоактуализация педагога как условия психологической безопасности образовательной среды//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.126-132

Смирнова А.В. Отношение студентов естественнонаучного факультета к образовательной среде одного и Пермских вузов// Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей/Под ред.И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. – М.:МГППУ, 2013 – С.126-129

Смирнова А.В. Психотерапевтические встречи как часть психологически комфортной образовательной среды //Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.132-139

Сороковикова Э.Г. Экзаменационный стресс и его преодоление в образовательной среде педагогического вуза //Материалы всероссийской конференции «Информационно-образовательная среда современного вуза», ЧУ «НИИ педагогики и психологии», февраль 2013. – Чебоксары, 2013 – С.36-40

Сороковикова Э.Г. Экзаменационный стресс как угроза психологической безопасности студентов и обучение его преодолению//Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей/Под ред.И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. – М.:МГППУ, 2013 – С.53-58

Сороковикова Э.Г. Экзаменационный стресс как фактор риска психологической безопасности студентов и его преодоление на основе специально организованной подготовки//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.139-147

Соснина И.Г. Обеспечение психологической безопасности детей в хореографическом колледже на первом этапе обучения//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.99-101

Соснина И.Г. Психологическое сопровождение образовательного процесса в хореографических учебных заведениях//Материалы Второй Международной очной научно-практической конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы», СПб, 13-15 марта 2013. – с.112-119

Тукачева Е.В. Материнская толерантность как условие психологической безопасности личности дошкольников//Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей/Под ред.И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. – М.:МГППУ, 2013 – С.213-216

Тукачева Е.В. Материнская толерантность как условие психологической безопасности личности ребенка/Материалы студенческой конференции «Мерлинские чтения – 2013», май 2013 – Пермь, ПГГПУ, 2013

Тукачева Е.В. Психологическая безопасность личности дошкольников толерантных и интолерантных матерей//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.101-108

Филатова О.И. Психологическая безопасность семьи в контексте представлений о семье и браке у мужчин и женщин//Безопасность образовательной среды: актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Том I / Под ред., О.Н.Богомягковой, Т.А.Поповой, А.В.Смирновой – Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – С.44-54