История

1. Доинститутский период

Еще в 1912 г. в Перми было создано первое на Урале Пермское городское педагогическое общество «Светлая юность». Начиная с 1916 г., общество тесно сотрудничало с Пермским отделением Петроградского университета, которое впоследствии получило статус Пермского государственного университета.

Усилиями правления «Светлой юности» и ученого совета университета, 24 сентября 1917 г. в помещении городского Екатерино-Петровского училища на ул. Екатерининской (рис. 1) состоялось торжественное открытие женских Фребелевских курсов. Одногодичные курсы готовили руководительниц по дошкольному воспитанию. Через год курсы стали двухгодичными. В апреле 1918 г. Первый объединенный Пермский губернский съезд Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов преобразовал их во Фребелевский институт, ассигновав на его содержание 20 тысяч рублей.

 Екатерино-Петровское училище 1921 г.

Рис. 1. Екатерино-Петровское училище,1921 г.

В августе 1919 г. по решению II Всероссийского съезда деятелей по подготовке учителей все педагогические учебные заведения объединялись в институты народного образования  (ИНО). 12-13 сентября губернское совещание вынесло постановление «Об открытии в Перми Института народного образования в составе двух отделений: подготовка дошкольных работников и подготовка работников школ I ступени». ИНО располагался в здании учительской семинарии на углу улиц Кунгурской и Торговой (ныне Комсомольский проспект и улица Советская) (рис. 2).

Корпус Института народного образованиясовременное состояние 

Рис. 2. Корпус Института народного образования, современное состояние.

24 ноября 1919 г., ввиду открытия ИНО, Фребелевский институт закрывается, а его слушатели зачисляются в ИНО. В тот же день, в Институте народного образования начались занятия. Бывшая Фребелевская библиотека получила статус Центральной библиотеки. В 1920-1921 гг. в ИНО были открыты еще два отделения – подготовка учителей школ II ступени и внешкольных работников.

В следующие два года решался вопрос о том, как квалифицировать Пермский ИНО: как техникум, или же как вуз. В итоге по постановлению плановой комиссии Главпрофобра (Главного комитета профессионально-технического образования) Пермский ИНО был причислен к высшим учебным заведениям страны: 9 сентября 1921 года из Москвы пришла срочная телеграмма: «Пермский губисполком. Копия ПИНО. Постановлением плановой Комиссии Главпрофобра Пермский ИНО преобразовывается в Педагогический институт. Просьба срочно урегулировать вопросы питания и помещений общежитий. Главпрофобр» (рис. 3).

Телеграмма Главпрофобра НКП РСФСР 

Рис. 3. Телеграмма Главпрофобра НКП РСФСР.

Эта телеграмма вошла в фонд реликвий пединститута, а дата 9 сентября 1921 года – стала официальной датой рождения пермского пединститута.

2. 1-ый институтский период

2 октября 1921 г., после официального утверждения пединститута в статусе вуза, на Совете института была утверждена его структура и учебные планы. Институт состоял из трех факультетов: дошкольного воспитания, педагогического и факультета школьно-инструкторского. Педагогический факультет имел отделения: физико-математическое, общественно-литературное, естественно-географическое и педагогическое. Школьно-инструкторский факультет имел секцию по подготовке внешкольных работников – преподавателей Народных домов, лекторов и др. Были открыты методические кабинеты – школьно-инструкторский, филологический, дошкольного воспитания, естествознания и технологический. Институт разместился в двухэтажном корпусе по Екатерининской улице в бывшем Екатерино-Петровском училище, где прежде размещался Пермский ИНО (рис. 1). На трех факультетах института обучалось 220 студентов. Учебную работу со студентами вели 49 преподавателей, в том числе профессора университета и бывшие преподаватели института народного образования.

При пединституте был открыт четырехгодичный педагогический техникум с двумя отделениями – дошкольным и школьным. Он готовил педагогов средней квалификации для школ I ступени и для дошкольных учреждений.

23 октября 1921 г. состоялось торжественное заседание, посвященное открытию института.

16 декабря 1921 г., на общем собрании преподавателей и студентов института, был избран ректор вуза. Им стал Владимир Владимирович Покровский, бывший заведующий Пермским губоно (губернский отдел народного образования) и директор Пермского ИНО.

В то же время начались разговоры о возможном слиянии пединститута с университетом. Основанием тому была потребность совместной работы университета и пединститута. Необходимо было найти формы такого взаимодействия, чтобы, с одной стороны, сохранить лицо пединститута, а с другой, – наличествующий профессорский состав. 23 декабря1921 г. состоялось первое объединенное совещание правления пединститута с представителями университета и местных властей. На совещании было предложено слить пединститут с факультетов общественных наук (ФОном) университета. В ответ на это, ректор пединститута В.В.Покровский заявил, что «Должен остаться именно пединститут как учреждение со специальным педагогическим подходом, а обфак должен в него влиться».

Однако вследствие тотального урезания бюджета пединститута и политики власти, нацеленной на его слияние с факультетом общественных наук университета, в январе 1921 года было утверждено соглашение, согласно которому «ФОН сливается с 15 января1921 г. с педагогическим институтом, составляя вместе в целом педагогический факультет Пермского государственного университета на правах педагогического института».

18 мая этого же года Главпрофобр  уведомил ректоров двух вузов: «Педагогический факультет Пермского государственного университета считается открытым с 15 мая с.г. на основе представленных организационной комиссией проектов учебной работы и распределения студентов ликвидируемых факультетов университета и пединститута». Пединститут довел учебный год до конца. В июне 1922 г. ведение протоколов заседаний правления пединститута прекратилось.

Таким образом, первый институтский период составил всего лишь один учебный год, с сентября 1921-го, по июнь 1922-го.

3. Пединститут в составе государственного университета

История педагогического факультета с 1922 пл 1930 – это тоже наша история, история педагогического института, только она была втиснута в рамки университетской истории. Прежний педагогический институт составил основу педагогического факультета, в который вошли ФОН и физико-математический факультет. Первоначально педфак имел 3 отделения, которые объединяли 8 предметных комиссий: отделение социального воспитания (дошкольная и философско-педагогическая комиссия), отделение гуманитарных наук (социально-историческая и словесная комиссии) и отделение естественных наук (физико-математическая, химическая, геолого-географическая и биологическая комиссии).

В 1924 г. отделение социального воспитания было ликвидировано, а отделение гуманитарных наук было разделено на два отделения: общественно-экономическое и лингвистическое. В 1927/28 учебном году лингвистическое отделение было переименовано в отделение русского языка и литературы. Отделение естественных наук было также разделено на физико-математическое и естественное.

В 1926 г. на педагогическом факультете было открыто новое отделение – языка и культуры народов Коми. Однако через два года, из-за отсутствия педагогических кадров, оно было закрыто по решению Главпрофобра.

В 1928 г. на педагогическом факультете были открыты одногодичные курсы по педагогической подготовке агрономов школ коммунистической молодежи и Уральское отделение по повышению квалификации педагогов.

Педагогический факультет был одним из крупных в университете. На нем обучалось более 900 студентов. В 1922 г. здесь работало 60 преподавателей, в том числе 19 профессоров. Уже в первые годы своего существования факультет имел хорошо организованные кабинеты и лаборатории. В кабинетах дошкольного воспитания, методики обществоведения, математики, физики и естествознания большое внимание было уделено вопросам методического характера. Важную роль в учебно-научной работе факультета играли психологическая лаборатория, лаборатория органической и неорганической химии, ботаники и другие. Все это позволило не только развернуть подготовку учителей школы, но и кадров для быстро растущей сети вузов Урала. При многих кафедрах педфака была организована аспирантура. Все это положительно сказалось на развитии научно-исследовательской работы. При педфаке работали научные общества. Более 10 процентов окончивших педагогический факультет в 1923-1930 гг. стали преподавателями вузов, заняли руководящие посты в различных организациях. Среди них будущие руководители университета и пединститута В.Ф. Тиунов, А.И. Букирев, К.С. Маханек.

4. 2-ой институтский период

- 1930-е гг.

15 октября 1930 года педагогический факультет был выделен в самостоятельный педагогический институт. С 1 марта1931 г. он получил статус юридически самостоятельного вуза. На тот момент в нем обучалось 643 студента.

В сентябре 1932 г.  за пединститутом закрепилось здание по ул. К. Маркса (рис. 4) (в настоящее время – ул. Сибирская, 24), являющееся сегодня «визитной карточкой» ПГГПУ, а также деревянное здание на городской территории института, которое было занято общежитием института, квартирами и Клубом научных работников. За пединститутом сохранялись все кабинеты и лаборатории с оборудованием по ул. К. Маркса, а также лаборатория неорганической химии в Алафузовском корпусе (в настоящее время – учебный корпус ПГУ на ул. Дзержинского). Фундаментальная библиотека также оставалась за пединститутом, который выделял университету основную научную литературу по физико-математическим и естественно-научным специальностям.

Главный корпус ПГПИ, 1949 г. 

Рис. 4. Главный корпус ПГПИ,1949 г

В том же году в пединституте было создано 9 отделений: педологическое, школьно-педагогическое, дошкольное, историческое, экономическое, литературное, химическое, биологическое, физико-математическое, а год спустя, по настойчивому ходатайству ректора А.В. Козырева, в ПГПИ было открыто географическое отделение. Позднее, в 1934 г. химическое и биологическое отделение были объединены и вошли в состав естественного отделения.

К концу 30-х гг. структура университета пополнилась кафедрой геологии с минералогией (естественное отделение) и кафедрой высшей математики (физико-математическое отделение). Школьно-педагогическое отделение было переведено в Свердловский педагогический институт, а  педологическое отделение и дошкольное были объединены в одно – дошкольно-педологическое отделение, получившее позднее название педагогического отделения. Был увеличен прием студентов на дневное, вечернее и заочное отделение – около четырех тысяч студентов. Пединститут открыл вечерние отделения в Мотовилихе, Кунгуре и Лысьве. В 10 городах Урала работали курсы по подготовке в институт.

В 1941-ом, в год своего двадцатилетия, Пермский государственный педагогический институт имел в своем штате 103 преподавателя, в том числе 10 профессоров. На шести отделениях – литературном, историческом, физико-математическом, географическом, естественном и педагогическом – обучалось 1085 студентов дневного отделения. Учбено-воспитательный процесс обслуживало двадцать кафедр. С 15 октября 1930 по 1940 г. институт подготовил 4000 педагогов.

- Военные годы (1941-1945)

Начиная 1940-го, в годы русско-финской войны, а позднее Великой Отечественной, главный корпус ПГПИ выполнял функцию госпиталя для раненых и вплоть до1943 г. был известен как эвакогоспиталь №1712. Его главная операционная находилась в современном кабинете ректора. Дирекция, канцелярия и бухгалтерия института разместились в общежитии №2 по ул. Советской, 62.

В годы Великой Отечественной войны в институте осуществлялась подготовка медицинских сестер. Только осенью 1941 г. звание медсестры получили 86, а весной 1942 г. – 25 студенток. Медицинские сестры работали в госпиталях, многие ушли на фронт.

Гордостью Пермского пединститута стали Герои Советского Союза Михаил Васильевич Астафьев, Зосима Исакович Макаров, Алексей Вениаминович Гашков, Леонид Степанович Падуков, Татьяна Николаевна Барамзина – бывшие студенты института.

В годы войны в педагогический состав института влилась большая группа эвакуированных ученых. На кафедре педагогики была открыта аспирантура по специальности «педагогика» под руководством профессора И.А. Каирова. На кафедре химии под руководством профессора Б.М. Беркенгейма налажено производство белого стрептоцида, специалистами кафедры ботаники организована заготовка и переработка растительного лекарственного сырья.

- Послевоенные годы (1946 – 1954)

В первом послевоенном1946 г. в институте работало 167 преподавателей, среди которых 7 профессоров и 26 доцентов. Возрождается и открывается вновь ряд кафедр, их становится 24.

16 октября 1946 г. открывается факультет иностранных языков с двумя отделениями – английского и французского языков. В 1949 г. при отделениях создаются три кафедры: английского, немецкого и французского языка. В сентября 1952 г. на факультете было открыто третье отделение – немецкого языка.

В 1949 г. начинает работать факультет физического воспитания.

К середине 50-х годов учебные заведения института, общежития, учебное и хозяйственное оборудование, сильно изношенное за годы войны, были приведены в состояние, не уступающее довоенному. Дефицит учебных лабораторий, конечно давал о себе знать, поскольку средств на строительство не выделялось.

В это время и наступила «черная полоса» в истории пединститута. Она была вызвана очередной «перетряской» вузов.

- Кризис и новый расцвет (1955 – 1970)

В 1955 г. учебный корпус института на Заимке (по ул. Дзержинского) был передан университету. Весь контингент студентов, лаборантов преподавателей трех факультетов – исторического, географического и биологического вместе с учебно-производственной базой передавались университету. Прием на факультет дошкольного образования был прекращен.

Это был тяжелый период в истории пединститута. В нем осталось три факультета: физико-математический, филологический и физического воспитания. Были ликвидированы в порядке слияния с другими кафедры психологии, спорта и спортивных игр, зарубежной литературы. Институт располагался в главном учебном корпусе по ул. К. Маркса, в его распоряжении было два студенческих общежития на улицах Кирова и Советской. Таким образом, по количеству факультетов и учебных помещений пединститут оказался на уровне своего основания в 1921 г.

В 1956 г. на филологическом факультете было открыто коми-пермяцкое отделение, начавшее подготовку учителей коми-пермяцкого, русского языка и литературы с высшим образованием.

В 1957 г. открывается четвертый факультет – педагогики и методики начального обучения для подготовки учителей начальных классов с высшим образованием.  В 1959 г. восстанавливается факультет педагогики и психологии дошкольного воспитания. В 1961 г. возродился биологический факультет, который с 1968 г. стал именоваться факультет биологии и химии. В 1962 г. из филологического факультета выделяется и снова становится самостоятельным факультет иностранных языков.

Таким образом, начиная 1957 г., в институте было восстановлено четыре факультета, всего их стало семь.

Впечатляющим было и строительство – в статус действующих вошел новый учебный корпус по улице Пушкина (сейчас это корпус №2), два общежития (3-е и 4-е) по ул. Семченко и 25-го Октября, учебно-спортивный лагерь в поселке Новые Ляды. В 1969 г. при кафедре математического анализа была открыта  вычислительная лаборатория, оснащенная электро-вычислительной машиной  «Минск-1», позднее – ЭВМ «Мир-2».

- От института к университету 1971 – 1995гг.

В 1970 г., за год до своего пятидесятилетия, Пермский государственный педагогический институт был отнесен к вузам первой категории. По количественным и качественный показателям пединститут стал одним из ведущих педагогических вузов страны. В нем успешно сложились и развивались научные школы по психологии темперамента и личности (рук. проф. В.С.Мерлин), химии каталитических синтезов органических соединений (рук. проф. Н.С.Козлов), физической гидродинамики (рук. проф. Е.М.Жуховицкий), экологии эмбрионального развития (рук. проф. А.М.Болотников), биологии консортивных связей между высшими и низшими растениями (рук. проф. И.А. Селиванов), построения конечных плоскостей комбинаторными методами (рук. проф. Е.Г.Гонин).

К концу 1970-х, началу 80-х гг. заканчивается строительство 4-го корпуса пединститута: физики, математики, биологи, химики переселились в новый корпус. В целом площади института удвоились и составили 24 700 кв. м.

В1979 г. в институте была 31 кафедра, работало 358 преподавателей, из них 152 – доктора и кандидаты наук, что составляло 42,5 процента от общего числа преподавательского состава. Ежегодно институт принимал на первый курс  1290 студентов дневного и заочного отделений. Общий контингент дневного отделения составлял 3257 студентов, заочного – 2820.

Через 10 лет, в 1989 г., на 39 кафедрах института работало 437 преподавателей, из них 213 докторов и кандидатов наук (49 процентов от общего числа). Ежегодный прием первокурсников составлял 1390 человек. На дневном отделении обучалось 3425 студентов, на заочном – 2923.

В1980 г. был открыт факультет подготовки и повышения квалификации директоров средних общеобразовательных школ, где ежегодно проходили учебу 210 человек. В 1985 г. на факультете была открыта кафедра научных основ управления школой.

На факультете начальных классов в 1980 г. произошло открытие кафедры музыки, которая впоследствии (к1994 г.) вырастет в отдельный факультет музыки.

В 1982 г. на филологическом факультете было открыто историческое отделение. 10 сентября1983 г. создана кафедра истории СССР, позднее (1992 г.) переименованная в кафедру отечественной истории. И наконец, 3 ноября1985 г. состоялось торжественное открытие исторического факультета.

В 1985 г. на математическом факультете создается кафедра информатики и вычислительной техники. На ее основе впоследствии (1999 г.) будет сформирован новый факультет информатики и экономики.

В 1990 г. кафедра научного коммунизма была преобразована в кафедру социологии и политологии. В ситуации отсутствия в стране вузовских учебников данных дисциплин, кафедра издала два выпуска «Основ политологии».

В 1991 г. была открыта кафедра культурологии.

Вначале 90-х гг. в Пермском пединституте были созданы серьезные предпосылки для открытия факультета психологии. В 1993 г. открыто отделение психологии на математическом факультете, которое в 1995 г. получило статус самостоятельного факультета.

В октябре 1992 г. с целью аттестации в институт прибыла комиссия Совета ректоров педвузов, рекомендовавшая преобразовать пединститут в университет. В начале 1994 г. оценка деятельности института была осуществлена комиссией УМО Министерства образования РФ с рекомендацией изменения статуса пединститута. И наконец, в марте 1995 г. Пермский педуниверситет получил лицензию Государственного комитета РФ по высшему образованию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования. Были подтверждены номенклатура направлений (специальностей), уровни подготовки, программы послевузовского и дополнительного образования.

5. Университетский период

Начиная с 1995 г. ПГПУ укрепляет свои позиции в статусе университета.

С 1996 по 2006 гг. педуниверситет три раза подряд выигрывал проекты TACIS, программы, спонсируемой Европейским союзом. В рамках проектов TACIS были реализованы программы по обучению детей ср специальными нуждами, проект «Здоровье и образование», проект «Социальная работа в школе: подготовка школьных социальных педагогов». К слову сказать, среди российских университетов это был первый случай трех последовательных выигрышей международных грантов. Итогом реализации этих проектов стало открытие в 2000 г. отделения «Социальная педагогика»,  на факультете педагогики и методики начального обучения. Пять лет спустя, в 2005 г., отделение было преобразовано в самостоятельный факультет.

В октябре 2000 г. педуниверситет открыл четыре филиала в Осе, Лысьве, Кунгуре, Чайковском. Два года спустя, в2002 г. в Кудымкаре было открыто представительство ПГПУ.

В 2001 г., на историческом факультете были открыты отделения «культурология» и «педагогическая юриспруденция». На филологическом же факультете был открыт центр этнолингвистики народов Прикамья, а в 2007 г. центр новейшей русской.

В 2003 г. был открыт Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья, а также создан филиал Института истории и археологии УрО РАН, налажена работа вузовско-академической лаборатории археологии, антропологии и трасологии.

В 2004 г. – создан Институт исследований языка, традиционной культуры и истории коми-пермяцкого народа.

2006 г. в рамках проекта НФПК «Информатизация системы образования» создается лаборатории цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования.

В 2012 году в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 25.05.2012 Пермский государственный педагогический университет был переименован в Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ).

Также, в 2012 году, ПГГПУ стал победителем федерального конкурса программ стратегического развития вузов и получил поддержку Министерства образования и науки РФ.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач ПГГПУ является инновационно-исследовательский, образовательный, культурный и экономический вклад в формирование в Пермском крае среды, благоприятной для развития человеческого потенциала.

 

Буклет, посвященный «биографии» главного корпуса ПГГПУ (.pdf)