44.04.02.68 Инклюзивное обучение и комплексное сопровождение лиц с ОВЗ

Направление: Психолого-педагогическое образование

Форма обучения Срок обучения Учебный план,
для поступивших в
   
  • 2015 году

Цель магистерской программы -обеспечение фундаментальной подготовки в области педагогики инклюзивного образования, специальной психологии, овладение научно-исследовательскими и диагностическими методами психолого-педагогических исследований и способностью к самостоятельной научно-исследовательской, преподавательской и организационно-управленческой деятельности.

Краткая характеристика программы:  ориентирована на подготовку квалификационных кадров, способных профессионально определять и анализировать проблемы развития инклюзивного образования детей с ОВЗ на современном этапе, и разрабатывать системные программы и мероприятия, способствующие формированию инклюзивной образовательной среды, организовывать процесс инклюзивного образования детей в условиях дошкольных образовательных и  общеобразовательных организаций, организовывать процесс комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Программа предусматривает обучение проведению научно‐исследовательской работы, построению образовательного процесса в условиях инклюзивной образовательной организации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционно‐развивающего обучения, конструирования индивидуальных коррекционно‐развивающих маршрутов (программ) детей с ОВЗ в разные возрастные периоды. В процессе обучения магистранты на практике знакомятся со способами решения задач организации и сопровождения инклюзивной практики и всех участников инклюзивного образовательного процесса, в том числе и членов семьи ребенка с ОВЗ.

Особенностью программы является сочетание фундаментальной академической подготовки, предполагающей знакомство с инновациями и достижениями отечественной и зарубежной педагогической науки в области реализации образования детей с особыми образовательными потребностями асинхронности построения образовательного процесса, с включением магистрантов в широкий спектр социально-культурных и гуманитарных практик как инструментов их профессионально-личностного развития, профессиональной самоидентификации, саморазвитию, самообразованию, в том числе посредством реализации индивидуальных профессионально-образовательных программ.

Аннотация учебного плана

Базовая (профессиональная) часть: Научные исследования психолого-педагогического направления, Философия образования и науки. Проектирование и экспертиза образовательных систем. Современные проблемы науки инклюзивного образования; Методология психолого‐педагогического исследования; Основы организации научно‐исследовательской работы   

Вариативная часть: Философские и методологические основы инклюзивного образования; Педагогика и психология высшей школы Психолого‐педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ; Профессионально‐этические основы инклюзивного образования; Нормативно‐правовые, психолого‐педагогические и методические основы образования; Психолого‐педагогические технологии инклюзивного образования; Проектирование коррекционно‐развивающей работы в условиях инклюзивного образования.

Курсы по выбору: Дистанционное обучение детей с ОВЗ; Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в дошкольном образовании; Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в школьном образовании; Проектирование и разработка коррекционно‐развивающих программ для работы с детьми дошкольного возраста; Проектирование и разработка коррекционно‐развивающих программ для работы с детьми школьного возраста; Психолого‐педагогическая профилактика поведения детей с ОВЗ; Региональная экспертная служба как инновационная форма помощи детям с ОВЗ. Педагогические инновации в инклюзивном образовании; Педагогический менеджмент в инклюзивном образовании.

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»: практики осуществляются на базе ЦПМПК Пермского края, ЦППМС г. Перми, дошкольных и общеобразовательных организациях Пермского края, реализующих программы инклюзивного образования

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»: государственный экзамен, защита магистерской диссертации.

Программа предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий, работы в студенческих исследовательских группах, вузовских и межвузовских вебинаров) в сочетании с внеаудиторной работой. Одной из основных активных форм обучения является методологический семинар, продолжающийся не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи и мастер-классы с практиками в области инклюзивного образования.

Трудоустройство: в системе общего образования (ДОУ, школы), использующей инклюзивный подход; в психолого‐педагогических и медико‐социальных центрах; в органах управления образованием; в научно‐исследовательских учреждениях, высших учебных заведениях.