44.03.05 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование и дополнительное образование

Федеральный государственный образовательный стандарт стандарт высшего образования (ФГОС ВО)

Уровень: бакалавриат

Квалификация: академический бакалавр

Форма обучения Срок обучения Учебный план,
для поступивших в
Очная
(базовое образование: среднее (полное) общее)
5 лет
 Виды профессиональной деятельности:
  • педагогическая,
  • проектная,
  • исследовательская,
  • культурно-просветительская.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Аннотация учебного плана

Учебный план включает три блока: 1) дисциплины, 2) практики, 3) государственная итоговая аттестация. Общая трудоемкость освоения программы составляет 300 зачетных единиц.

Первый блок – «Дисциплины» – имеет модульную структуру и включает 74 дисциплины общей трудоемкостью 264 зачетные единицы. 27 дисциплин относятся к базовой (обязательной) части, которая состоит из двух модулей: общекультурного и общепрофессионального. Данные дисциплины изучаются на первом, втором, третьем курсе.

В содержание общекультурного модуля базовой части первого блока учебного плана включены 11 дисциплин: Философия, История, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности, Социология и политология, Основы математической обработки информации, Концепции современного естествознания, Русский язык и культура речи, Правоведение, Основы саморазвития личности, Физическая культура.

В содержание общепрофессионального модуля базовой части первого блока учебного плана включены 16 дисциплин: Общая психология, Социальная психология, Возрастная психология, Детская и детская практическая психология, Педагогика, Профессиональная этика, Образовательное право, Педагогическая риторика, Культура научной речи, Возрастная анатомия и физиология, Основы медицинских знаний, Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста, Основы специальной дошкольной педагогики и психологии, Сравнительная педагогика, Социальная педагогика, Гендерная педагогика.

Вариативная часть первого блока учебного плана состоит из двух разделов: обязательные дисциплины и дисциплины, изучаемые по выбору студента. Дисциплины вариативной части изучаются на протяжении всего периода обучения (первый – пятый курс).

Обязательные дисциплины вариативной части объединены в пять модулей в соответствии с выше обозначенными видами профессиональной деятельности.

Модуль «Педагогическая деятельность», профиль «Дошкольное образование» включает следующие дисциплины: Дошкольная педагогика, Педагогика раннего возраста, Управление дошкольным образованием, Теоретические основы и прикладные аспекты изучения готовности ребенка к обучению в школе, Образовательная среда дошкольной организации. В рамках изучения дисциплины «Дошкольная педагогика» предусматривается выполнение курсовой работы (шестой семестр).

Модуль «Педагогическая деятельность», профиль «Дополнительное образование» включает следующие дисциплины: Дополнительное образование детей, Досуговая педагогика, Организация и технологии деятельности педагога дополнительного образования, Психология и педагогика творчества, Тренинг педагогического общения, Профориентационная работа в системе дополнительного образования, Психология конфликта, Нормативно-правовое обеспечение образования. В рамках изучения дисциплины «Дополнительное образование детей» предусматривается выполнение курсовой работы (пятый семестр).

Модуль «Проектная деятельность» включает: Педагогическое проектирование, Основы педагогического мастерства, Проектирование образовательных программ, Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, Психологическая безопасность образовательного процесса.

Модуль «Исследовательская деятельность» включает такие дисциплины, как Методология и методы психолого-педагогического исследования, Инновационная деятельность в образовательных организациях. В рамках изучения первой дисциплины предусматривается выполнение курсовой работы (восьмой семестр).

Модуль «Культурно-просветительская деятельность» представлен следующими дисциплинами: Культурно-просветительская деятельность в образовании, Формирование психолого-педагогической культуры родителей, Семейная педагогика, Педагогика межнационального общения.

Дисциплины, изучаемые по выбору студента, занимают 34% трудоемкости (60 зачетных единицы). Учебным планом предусмотрен диадический выбор дисциплин: Педагогические технологии / Образовательные технологии; Теории и технологии физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях / Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в организациях дополнительного образования; Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / Обучение детей дошкольного возраста родному языку в разных видах образовательных организаций; Теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Математическое образование детей дошкольного возраста в разных видах образовательных организаций; Теории и технологии экологического образования детей дошкольного возраста / Экологическое образование детей дошкольного возраста в разных видах образовательных организаций; Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Формирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в разных видах образовательных организаций; Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Музыкальное образование детей дошкольного возраста в разных видах образовательных организаций; Становление гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста / Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста; Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования / Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста; История и культура Прикамья / Художественная культура современной Перми; Детская литература / Мировая художественная культура. 

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю в очной форме обучения не превышает 27 академических часов (без учета занятий по физической культуре). Количество часов, отведенных  на занятия лекционного типа, в целом по первому блоку составляет не более  40% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока.

Второй блок – «Практики» – представлен учебными и производственными практиками общей трудоемкостью 27 зачетных единиц. Учебным планам предусмотрены два вида учебных практик: Учебная практика в группах раннего возраста (проводимая на базе дошкольных образовательных учреждений г. Перми), Учебная практика в организациях дополнительного образования (на базе учреждений дополнительного образования г. Перми).

Производственная практика проводится в следующих формах: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях (4 курс), Летняя педагогическая практика (2 курс), Культурно-просветительская практика (5 курс), Преддипломная практика (5 курс). Практики, организуемые на пятом курсе, имеют рассредоточенный характер, остальные – концентрированный. Производственная практика проводится в сторонних организациях, осуществляющих образовательную и/или культурно-просветительскую деятельность и обладающих  необходимым кадровым потенциалом.

Третий блок «Государственная итоговая аттестация» имеет трудоемкость 9 зачетных единиц, отводимых на подготовку и сдачу государственного экзамена по Педагогике, а также на подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускник программы бакалавриата будет готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей;

осуществление образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;

формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

проектная деятельность:

проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы;

моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и  развития обучающихся, а также  собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

исследовательская деятельность:

постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

культурно-просветительская деятельность:

изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Выпускник будет обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

– общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4);

владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

– профессиональными компетенциями (ПК):

педагогическая деятельность:

готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:

способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

культурно-просветительская деятельность:

способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

По окончании обучения выпускники получают диплом бакалавра педагогического образования. Они имеют возможность продолжить образование в магистратуре по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (в частности, «Педагогические инновации в дошкольном образовании», «Дополнительное образование»).