050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование - Дошкольная дефектология

Федеральный государственный стандарт (ФГОС)

Уровень: бакалавриат

Квалификация: академический бакалавриат

Форма обучения Срок обучения Учебный план,
для поступивших в
Очная (базовое образование: среднее (полное) общее) 4 года
Заочная (базовое образование:  -  среднее (полное) общее) 5 лет
Заочная (базовое образование: среднее профессиональное) 3,5 года

Виды профессиональной деятельности:

  • коррекционно-педагогическая
  • диагностико-консультативная
  • исследовательская
  • культурно-просветительская

Аннотация учебного плана:

Учебный план имеет модульную структуру, которая включает:

  • Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
  • Б2 Математический и естественнонаучный  цикл
  • Б3 Профессиональный цикл
  • Б4 Физическая культура
  • Б5 Практика
  • Б6 Итоговая государственная аттестация
  • ФТД Факультативы

В содержание базовой части профессионального цикла включены дисциплины: Психология, Педагогика, Специальная психология, Модуль «Медико-биологические основы дефектологии» (Возрастная анатомия и физиология с основами гигиены и педиатрии, Основы медицинских знаний и ЗОЖ, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, Невропатология, Основы нейрофизиологии и ВНД, Психопатология детского возраста, Клиника интеллектуальных нарушений, Основы генетики), Модуль "Филологические основы дефектологического образования" (Современный русский язык, Психолингвистика, Литература с основами литературоведения), Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Безопасность жизнедеятельности, Специальная педагогика.

В вариативной части содержатся

  • обязательные дисциплины: Специальная детская психология, Специальная дошкольная педагогика, Психокоррекционная работа с детьми, Модуль «Методики общеразвивающей и общеобразовательной направленности» (Ознакомление с окружающим. Развитие речи, Музыкальное воспитание детей с ОВЗ, Методика ФЭМП, Теория и методика игры, Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду, Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии), Методология и методы психолого-педагогических исследований, Модуль «Методики коррекционно-педагогической направленности» (Методика развития слухового восприятия и устной речи детей с нарушениями слуха, Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха, Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения).
  •  дисциплины по выбору: Дошкольная кинезипедагогика, Дошкольная логопедия, Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в условиях интегрированного образования, Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, Семейное воспитание детей с различными нарушениями развития, Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ, Готовность и подготовка ребенка с ОВЗ к обучению в школе, Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике, Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения, Психолого-педагогическая помощь при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях, Вербальные и невербальные средства коммуникации, Дактилология. Жестовая речь, Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи, Технические средства коррекции нарушений зрения, Коррекционная ритмика, Логопедическая ритмика, Влияние деструктивного аффекта разлуки на эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ, Социально-эмоциональное развитие ребенка с ОВЗ.
  • Факультативы: Организация и содержание деятельности волонтеров при работе с детьми с ОВЗ в различных учреждениях, Проектирование в профессиональной деятельности дефектолога, Тренинг педагогического общения, Организация работы команды специалистов, Введение в профессию дефектолога, Практикум по речевому мастерству, Практикум по разработке мультимедийных пособий, Организация культурно-просветительской деятельности педагога-дефектолога.

Учебным планом предусмотрены учебная и производственная практики.

Учебная практика

  • Практика в ДОУ компенсирующего вида
  • Научно-исследовательская работа

Производственная практика

  • Практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта (5 семестр)
  • Практика в ДОУ для детей с нарушением зрения (6 семестр)
  • Практика в ДОУ для детей с нарушением слуха (7 семестр)
  • Практика в ДОУ для детей с нарушением речи / ОДА (8 семестр).

Производственную практику студенты проходят в дошкольных образовательных учреждениях г.Перми (ДОУ №№ 55, 103, 137, 373, 161, 397, 50, 196, и др), комплексах (Начальная школа-детский сад №152 и др.), реабилитационных центрах.

После окончания выпускники получают диплом бакалавра специального (дефектологического) образования.

 Они имеют возможность продолжить образование в магистратуре по магистерским программам по направлениям:  Специальное (дефектологическое) образование, Психолого-педагогическое образование, а также по другим направлениям, входящим в область знаний «Педагогические науки».

Миссия образовательной программы: обеспечение качественной подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области воспитания, обучения, и комплексного сопровождения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с различными  отклонениями в развитии, и педагогической деятельности в специальных дошкольных учреждениях различного типа.

Цель ООП: обеспечение профессиональной подготовки специалиста для работы с детьми от рождения до 7 лет с отклонениями в развитии и формирование психолого-педагогической и социокультурной компетентности, воспитание гражданской ответственности, стремления к профессиональному росту, целенаправленная организация инновационной деятельности в учреждениях образования, проведение индивидуальных научных исследований, ориентированных на повышение качества коррекционно-развивающей деятельности и подготовка к обучению в магистратуре.

Квалификационная характеристика бакалавра предполагает необходимость его подготовки к работе с детьми младенческого, раннего и  дошкольного возраста, имеющими различные нарушения и разную степень их выраженности, в том числе с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, слуха, зрения, речи и др. Уникальность выпускника состоит в том, что он, являясь широким специалистом, способным работать с различными категориями детей в условиях специализированных образовательных учреждений, может также совершенно профессионально сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в условиях образовательного учреждения для типично развивающихся детей. Очевидно, что такой специалист востребован на рынке труда, особенно в тех территориях Пермского края, где имеется недостаточное количество или отсутствуют компенсирующие или комбинированные дошкольные образовательные учреждения.