Ресурсный центр

Ворошнина Ольга Руховна
  • Ворошнина Ольга Руховна
  • Руководитель ресурсного центра
  • кандидат психологических наук наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии
  • ул. Пермская 65, каб. 24
  • 8-912-88-555-37

Концепция деятельности Ресурсного центра ПГГПУ

Проблема образования, сопровождения, социализации, абилитации и реабилитации лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, двойными сенсорными нарушениями является актуальной по ряду оснований:

  1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который выдвигает требования к образованию всех без исключения детей, в том числе детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;
  2. Имеющиеся у педагогов и узких специалистов затруднения относительно создания специальных условий образования таких детей, включая трудности построения индивидуальных образовательных программ (специальных индивидуальных программ развития), создания адекватной возможностям и имеющей развивающий потенциал среды в образовательных организациях и дома;
  3. Обучение педагогов и детей доступным средствам коммуникации, в том числе альтернативной;
  4. Необходимость создания системы ранней помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития, двойными сенсорными нарушениями.

Обозначенные причины выдвигают в качестве важного условия необходимость создания Ресурсного центра (далее – РЦ) поддержки людей с комплексными нарушениями здоровья (одновременным нарушением слуха и зрения, иными ограниченными возможностями здоровья), их семей и помогающих специалистов.

РЦ создан на основе Договора о сотрудничестве с БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Основные направления сотрудничества обозначены в Договоре.

РЦ является структурным подразделением факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. РЦ осуществляет деятельность по консультированию родителей, детей, педагогов, осуществляющих обучение и сопровождение лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, двойными сенсорными нарушениями. Специалисты РЦ оказывают помощь родителям и педагогам по выявлению особых образовательных потребностей детей, организации среды, освоению технологий альтернативной и дополнительной коммуникации, построению индивидуальных образовательных программ. Специалисты РЦ проводят вебинары (по согласованию с МОиН Пермского края), семинары по вопросам сопровождения лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, двойными сенсорными нарушениями. Консультирование детей, родителей, педагогов осуществляется на территории РЦ ПГГПУ на безвозмездной основе.

При необходимости выезда в территорию, где находится ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития, двойными сенсорными нарушениями, проезд и проживание оплачиваются принимающей стороной.

Цель: консалтинговое и методическое сопровождение процессов образования, социализации, абилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, их семей, специалистов соответствующих сфер деятельности

Виды деятельности:

  1. Консультативная
  2. Образовательная
  3. Методическая
  4. Научно-исследовательская
  5. Просветительская
  6. Диагностическая
  7. Коррекционно-развивающая

Задачи:

1) осуществлять консультирование лиц с ОВЗ и инвалидностью, их семей, специалистов по вопросам, связанным с образованием, социализацией, абилитацией, реабилитацией лиц с ОВЗ и инвалидностью;

2) проводить консультации с педагогами образовательных организаций Пермского края и семьями по вопросам создания специальных условий образования, социализации, абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью, их профессионального ориентирования и самоопределения;

3) разрабатывать и реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации работников образования, социальной защиты, здравоохранения по вопросам образования, сопровождения, абилитации, реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью;

4)осуществлять консультирование и методическую помощь по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ и инвалидностью, экспертизу адаптированных образовательных программ, включая специальные индивидуальные программы развития (СИПР) различного уровня и направленности;

5) оказывать консалтинговые услуги в сфере проведения диагностических процедур по выявлению особых образовательных потребностей, профессиональных склонностей, способностей, реабилитационного и творческого потенциала лиц с ОВЗ и инвалидностью;

6) осуществлять консультирование и обучение специалистов и родителей по вопросам применения средств и технологий альтернативной и аугментативной коммуникации, в том числе лицами с двойными сенсорными нарушениями и их семьями;

7)содействовать организации и проведению научных исследований (в том числе междисциплинарных) по различным аспектам образования, социализации, реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью;

8) содействовать активному вовлечению студентов вуза  в различные виды социальных практик с людьми, имеющими нарушения развития;

9) способствовать созданию условий для практического обучения студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»;

10) способствовать распространению информации и формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Консультирование, проведение вебинаров, семинаров осуществляется на безвозмездной основе.

Контакты

Консультанты:

Ворошнина Ольга Руховна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Гаврилова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Зеленина Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Наумов Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Овчинникова Алина Анисовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Прозументик Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Токаева Татьяна Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Специалисты профильных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организаций здравоохранения и социальной защиты Пермского края (по согласованию)