Кафедра дошкольной педагогики и психологии

О КАФЕДРЕ

Кафедра дошкольной педагогики и психологии была открыта в 1947 году и является одной из старейших в университете. В разные годы кафедру возглавляли Е.П. Сумарокова, П.Г. Саморукова, Е.В. Павская. Л.П. Князева, Н.Я. Шибанова, К.П.Кузовкова, Л.В. Ворошнина, Р.Л. Березина. В настоящее время кафедру возглавляет доктор педагогических наук, профессор Людмила Владимировна Коломийченко. В течение многих лет задачи кафедры были связаны с подготовкой высоко профессиональных специалистов в области дошкольного образования, с проведением научных исследований, обогативших теорию и практику дошкольного воспитания ярким концептуальным обоснованием и широко востребованными разработками, относящимися к программно-целевым, технологическим и контрольно-оценочным компонентом педагогического процесса.

Отличительной особенностью деятельности кафедры в современный период является ее практико-ориентированная направленность, активная реализация принципа диалектической взаимосвязи науки и практики в разрешении актуальных проблем дошкольного образования.

Основные задачи кафедры решаются по ряду направлений:
  • организация учебного и воспитательного процесса по подготовке специалистов, бакалавров и магистров в области дошкольного образования;
  • проведение фундаментальных исследований по разным сферам дошкольного образования (социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической компетентности родителей, организация педагогического процесса в дошкольных учреждениях);
  • научное руководство инновационными образовательными учреждениями (творческие педагогические лаборатории, опытные педагогические площадки, экспериментальные площадки муниципального, регионального и федерального уровней, центры инновационного опыта);
  • трансляция результатов научных исследований посредством организации конференций, семинаров, форумов, посвященных актуальным проблемам воспитания детей дошкольного возраста;
  • повышение квалификации работников дошкольного образования посредством курсовой подготовки, оказание им консультативной помощи в оформлении публикаций, в подготовке к выступлениям, конкурсам;
  • участие в конкурсах по номинациям «Воспитатель года», «Руководитель года» и т.д., в экспертизе деятельности образовательных учреждений;
  • взаимодействие с высшими учебными заведениями России и зарубежных стран (Германия, Польша, Украина).

Преподавательский коллектив кафедры успешно готовит бакалавров по направлению "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки), Дошкольное образование и Дополнительное образование (Управление дошкольным образованием),  магистрантов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Педагогические инновации в дошкольном образовании»).

С 2009 года при кафедре функционирует аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Ведущие принципы деятельности кафедры:
  • открытости социальному окружению, научным, учебным подразделениям своего университета и других вузов;
  • сотрудничества с образовательными учреждениями, Министерством образования и науки Пермского края, Департаментом образования г. Перми по актуальным проблемам дошкольного образования;
  • взаимодействия со средними профессиональными образовательными учреждениями г. Перми и Пермского края, инновационными образовательными учреждениями;
  • фундаментальности научных изысканий, ориентированных на поддержку лучших тенденций традиционного и инновационных потенциалов современного дошкольного образования;
  • командной организации деятельности преподавателей и сотрудников кафедры в решении учебных, научных и профессионализирующих задач;
  • последовательности в принятии решений и выполнении нормативов, регулирующих образовательную деятельность;
  • стабильности высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей, их методологической рефлексии и научных достижений.

Положение о кафедре дошкольной педагогики и психологии