Кафедра теории и технологии обучения и воспитания младших школьников

Худякова Марина Алексеевна
  • Худякова Марина Алексеевна
  • Заведующий кафедрой
  • кандидат педагогических наук, доцент
  • г. Пермь, ул. Пермская (Кирова), 65, корпус № 5 (4-й этаж), каб. 59
  • (342) 212–27–39
О КАФЕДРЕ

Кафедра теории и технологии обучения и воспитания младших школьников образована 01 сентября 2018 г. в результате реорганизации кафедр: естественно-математического образования в начальной школе и гуманитарного образования в начальной школе.

Кафедра является системообразующим структурным подразделением факультета ПиМНО, выпускающей по направлениям подготовки:

     а) бакалавриата

однопрофильного – 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование» - заочное обучение;

двухпрофильного – 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Дополнительное образование (управление внеурочной деятельностью младших школьников)»

     б) магистратуры

44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Менеджмент НОО» (заочная форма обучения)

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа  «Инновации в НОО» (заочная форма обучения).

Кафедра теории и технологии обучения и воспитания младших школьников имеет статус обеспечивающей в отношении направлений подготовки студентов бакалавриата для факультетов:

     а) педагогики и психологии детства

44.03.01 Педагогическое образование Дошкольное образование

44.03.05 Педагогическое образование Дошкольное образование и дополнительное образование

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Дошкольная дефектология, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Логопедия    

     б) психологии

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования».

     в) правового и социально-педагогического образования

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология  и социальная педагогика».

Кафедра  теории и технологии обучения и воспитания младших школьников строит свою стратегическую и оперативную политику в соответствии с образовательными стандартами ВО, изменениями в текущем законодательстве в сфере образовательных услуг; руководствуется политикой менеджмента качества, инновационными процессами, происходящими в начальном общем образовании, миссией ПГГПУ, задачами развития факультета, социальным заказом, регулярно поддерживает связь с работниками других кафедр, подразделениями министерств и ведомств на краевом и городском уровне, внедряет новые  технологии  преподавания согласно проводимым преобразованиям в сфере образования, разрабатывает новые методические материалы в соответствии с новыми стандартами качества образования (ФГОС 3++).

На кафедре в настоящее время работают 11 кандидатов наук, доцентов; 3 старших преподавателя; 2 ассистента. Кафедра обеспечивает читаемые курсы на основе инновационных методов преподавания, включающих в себя деятельностные технологии,  рейтинговую  и тестовую системы оценки знаний, умений обучающихся, а также формируемых компетенций.

Научное направление кафедры:

Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Миссия кафедры:

Качественная подготовка и переподготовка специалистов с высшим педагогическим образованием в масштабах, необходимых для эффективного функционирования системы начального общего образования Пермского края.

Задачи кафедры:
  • Развитие на кафедре прикладной науки как основы высокого качества образования и эффективного решения проблем современной начальной школы, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности педагогов кафедры.
  • Совершенствование всех видов деятельности кафедры, направленных на удовлетворение требований целевых групп потребителей научно-образовательных услуг на основе менеджмента качества всех процессов и ориентации на потребителя. 
  • Повышение конкурентоспособности кафедры путем расширения структуры образовательных программ и направлений подготовки, совершенствование образовательных программ за счет сохранения фундаментальности образования, интеграция обучения и научно-исследовательской деятельности. 
  • Создание условий для разностороннего развития личности будущего специалиста в области начального общего образования, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота; профессиональными компетенциями, позволяющими быстро адаптироваться в профессиональное сообщество и социокультурную жизнь общества.

В качестве основных направлений деятельности кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников выделены:

- Модернизация образовательной деятельности (в этом направлении сохраняются задачи обеспечения качества университетского образования).

- Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности (основная цель: формирование конкурентоспособного научного и инновационного потенциала кафедры, расширение исследовательского пространства в рамках направлений НИД кафедры, расширение сети экспериментальных площадок кафедры, а также проведение тематических мероприятий в рамках реализации прикладных направлений научно-исследовательской деятельности).

- Развитие кадрового потенциала (определение для каждого сотрудника кафедры основного этапа развития в «жизненном цикле профессии», разработка соответствующего плана развития сотрудников кафедры; повышение инновационной активности и рост творческой инициативы, профессионально-личностного развития и самореализации преподавателей кафедры; в том числе получение шестью преподавателями ученого звания "доцент" (ВАК), продолжение работы двух преподавателей над диссертационными исследованиями).

- Модернизация системы управления кафедрой. В этом направлении выделяются два аспекта: работа с электронной средой вуза (ЭРПД, ЭРПП, MOODL и пр.) и создание при кафедре лаборатории «Проектирование инновационных процессов в начальной школе», в рамках которой будут осуществляться:

  • научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций при реализации новой редакции ФГОС начального общего образования,
  • специальные исследования ППС в области инноваций в НОО,
  • постоянно действующие семинары,
  • работа проблемных групп и временных творческих коллективов.

- Модернизация материально-технической базы (необходимо обновление ТСО (переносные м/медийные проекторы, компьютеры), пополнение учебно-методического кабинета новыми учебниками для начальной школы, соответствующими ФГОС, а также возобновление закупки для методкабинета периодических изданий: журналов «Начальная школа», «Педагогические технологии», «Управление начальной школой», «Инновационные проекты и программы в образовании»).

Учебно-методическая работа:
  • Совершенствование ЭРПД для бакалавров в соответствии с ООП (ФГОС 3++) и магистрантов (МП  "Менеджмент начального общего образования", "Инновации в начальном общем образовании").
  • Обеспечение дисциплин, закрепленных за кафедрой учебными, методическими, контрольно-измерительными материалами в системе Moodle.
  • Использование технологии портфолио студента факультета ПиМНО и системы балльно-рейтинговой оценки качества подготовки  бакалавров и магистрантов по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.
  • Совершенствование содержания и форм контроля за самостоятельной работой студентов.
  • Систематическое проведение тестирования (плановый мониторинг) успеваемости студентов по дисциплинам кафедры в ходе межсессионной и сессионной аттестации с последующим анализом результатов.
Научная и инновационная работа кафедры:

Реализация комплексных совместных исследований по приоритетным направлениям работы кафедры; организация работы студенческих исследовательских групп по проблематике кафедры; участие в реализации проекта Министерства образования и науки Пермского края по научно-методическому сопровождению апробации новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах г.Перми и Пермского края по направлениям:

  1. влияние познавательных универсальных учебных действий на достижение предметных результатов;
  2. влияние учебного сотрудничества на формирование коммуникативных универсальных учебных действий и предметных умений младших школьников;
  3. зависимость предметных результатов от уровня умения младших школьников работать с информацией;
  4. диагностика и формирование личностных результатов в начальной школе;
  5. диагностика и формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Научно-исследовательская работа кафедры:

1. Проведение исследований преподавателями в соответствии с индивидуальными планами.

2.  Работа студенческих исследовательских групп по проблематике кафедры:

«Актуальные проблемы начального естественнонаучного образования», «Проблемы математического образования в начальной школе», «Актуальные проблемы воспитания и обучения младших школьников».

3.  Обсуждение результатов опытно-экспериментальных исследований преподавателей, в том числе со студентами по направлениям кафедры.

4. Проведение Всероссийской НПК (Х педагогические чтения, посвященные памяти профессора А.А. Огородникова)

5. Подготовка студенческих публикаций, выступлений на конференциях разного уровня (в том числе Всероссийских и Международных).

Научно-методическая работа кафедры:

Современные проблемы педагогики высшей и начальной школы

  • Совершенствование модели организации самостоятельной работы студентов.
  • Разработка единой модели оценки знаний, умений и формируемых компетенций студентов бакалавриата и магистратуры.
  • Использование интерактивных образовательных технологий на лекционных, семинарских и практических занятиях.

Воспитательная работа:

  • Воспитание интереса к исследовательской деятельности через СНО, стимулирование научной работы студентов; участие в мероприятиях по плану внеурочной работы: «День первокурсника»; «Последний звонок»; «Веревочный курс» и др.; проведение экскурсий (экологической и методической «Наш город Пермь») для студентов; участие в конкурсе студенческих научных работ «Научный Олимп», «Декаде науки».
  • Проведение встреч с представителями работодателей, администрациями образовательных организаций; проведение круглых столов по актуальным вопросам начального общего образования.
  • Организация и проведение мастер-классов, открытых уроков учителями г. Перми.
  • Привлечение студентов к экспертной оценке учебно-исследовательских работ младших школьников; к проведению мероприятий с учащимися. 

План работы кафедры на 2018-2019 уч.г.