Преподаватели и сотрудники

Пылаева Лариса Дмитриевна

Пылаева Лариса Дмитриевна

профессор

доктор искусствоведения, доцент

Контактная информация

ул. Пермская, 65, каб. 31

(342) 212-05-91

Присутственные часы на кафедре

Пт: 14.00 - 17.00

Образование (квалификация): Окончила теоретико-композиторский факультет и аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (науч. рук. – канд. иск., проф. Т. Ю. Чернова). Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Камерное ансамблевое и клавесинное творчество Ф. Куперена как воплощение сюитного мышления» (науч. рук. – канд. иск., проф. Т. Ю. Чернова). В 2012 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по теме «Музыка сценических танцев французских композиторов XVII – начала XVIII вв. в контексте риторической эпохи» (науч. консультант – докт. иск., проф. Е.И. Чигарева).

Член Общества теории музыки.

Член Научного Совета по проблемам истории музыкального образования (Ученый секретарь)

Член Ассоциации исторического танца.

Учебные курсы:

  • история зарубежной музыки
  • современная музыка
  • полифония
  • музыка для детей и др.

Дополнительные сведения: Руководит курсовыми и ВКР на очном и заочном отделениях факультета музыки, а также подготовкой кандидатских и магистерской диссертаций.

Область научных интересов: история зарубежной музыки эпохи барокко, теория, история и эстетика балета. Автор более 50 научных и учебно-методических работ. Редактор-составитель 6 выпусков сборников научных трудов кафедры, сборников материалов научных конференций Совета по проблемам истории музыкального образования.

Повышение квалификации:  трехмесячная стажировка на кафедре культурологии ПГГПУ (март-май 2012г.).

Публикации:

Монография

Сценический танец французского барокко: феномен «безмолвной риторики» – Пермь: ПГПУ, 2010.

Публикации в изданиях,  лицензированных ВАК РФ.

  • Танец эпохи французского абсолютизма как отражение эстетики барокко // Вестник Челябинского государственного университета, № 21/2008. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 23. – Челябинск, ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2008. – С. 187-193.
  • О влиянии закономерностей французской просодии на фразировку французских danses chantées // Музыковедение. 2008,  № 3. – 6-15.
  • Танцы французского барокко в контексте риторической эпохи // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. Вып 7 (63). –Тамбов, 2008. – С. 423–425.
  • О методике анализа периода в танцах французского барокко // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. ХХ. – Москва–Магнитогорск –Новосибирск, Магнитогорский государственный университет, 2008. – С. 383–387.
  • Французская куранта XVII века: к истории танца барокко // Старинная музыка, 2008,  № 3. – С. 16–22.
  • О проявлении формообразующей роли ритурнеля в композиции малых форм барокко (на примере сравнительного анализа air sérieux   «Les Рèlerines» и одноименной клавесинной пьесы Ф. Куперена) // Известия Волгоградского государственного университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». № 3 (37). – Волгоград, ВГПУ издательство «Перемена». 2009. – С. 130–134.
  • «Страстные ритмы» во французских danses chantées (к проблеме соотношения слова и музыки) // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. – Уфа:  «Идеал-Пресс», 2009, № 2 (5). – С. 132–135.
  • Французский danse chantée как воплощение риторики барокко // Старинная музыка, 2009, № 4. – С. 32–36.
  • Запечатленное движение //«Музыкальная Академия» 2011, № 4. – С. 167–169.
  • О феномене периода в музыке и хореографии сценических танцев французского барокко // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2011 № 2 (26). – СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2011. – С. 146–161.
  • Композиция пассакалий и чакон французского Grand siècle: взгляд сквозь призму риторики // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2011 № 1 (25). – СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2011. – С. 171–179.
  • Знаки «характеров» в музыке французского Grand siècle // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011, № 4 (20). – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. И.М. Глинки, 2011. – С. 17-22.
  • Французский danse chantée и понятие «характер» в музыке эпохи Людовика XIV [Текст] / Л.Д. Пылаева // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 374. С. 76–78. 0, 2 п.л.
  • Пылаева Л.Д. Перевод с немецкого языка статьи: А. Зассман. О фортепианной музыке для левой руки // Образование в сфере искусства, июнь 2014, № 1 (2). С. 61-65. 11500 зн. – 0,3 печ. л. 
  • Rhetoric and Baroque Music: Certain Aspects of Interaction // Middle-East Journal of Scientific Research.  – № 16 (7). 2013. –  Р.  985-989.
  •  О понятии danse de caractére во французской музыке XVII– пер. пол. XVIII вв. [Текст] / Л.Д. Пылаева // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – № 2 (28). – 2014. – С. 133-142.
  • Пылаева, Л.Д., Пылаев М.Е. Современная музыковедческая мысль о риторике и музыкальной форме в трудах представителей французского и немецкого музыкального барокко [Текст] / Л.Д. Пылаева , М.Е. Пылаев // Материалы ХХ международной конференции, посвященной проблемам общественных и гуманитарных наук. г. Москва, 1 февраля 2014 года. – М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. – С. 151-153. РИНЦ.
  • МОНОГРАФИЯ:

    Сценический танец французского барокко: феномен «безмолвной риторики» [Текст] / Л.Д. Пылаева. – Пермь: Пермский гос. пед. университет, 2010. – 243 с. – ISBN 978-56-85218-447-4.– 18 п.л.

Прочие публикации.

  • Камерное ансамблевое и клавесинное творчество Ф. Куперена как воплощение сюитного мышления: автореф. дисс...канд. искусствоведения. - М., 1996.
  • О понимании периода в танцевальной музыке французского барокко в его связях с риторикой [Текст] / Л.Д. Пылаева // Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций. Материалы международной научно-практической конференции. 5-6 марта 2008. Т.1 – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – С. 73-77.
  • Облик темы и его связь с синтаксическими процессами в форме инструментальных пьес Ф. Куперена [Текст] / Л.Д. Пылаева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 24-25 апреля 2008. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – С. 166-170.
  • Своеобразие метрической организации во французской куранте XVII века [Текст] / Л.Д. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 5. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С. 3-21.
  •  Барочная риторика музыки в оценке современных зарубежных музыковедов (к вопросу о взаимодействии традиций Франции и Германии) [Текст] / Л.Д. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 6. – Пермь, ПГПУ, 2009. – С. 3-10
  • О проявлении принципов риторической диспозиции в свете теории переменности функций музыкальной формы // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского. Науч. Труды МГК им. П.И. Чайковского (кафедра теории музыки), сб. 64. – М.: Издательский центр «Московская консерватория», 2009. – С. 92–101.
  • Музыка сценических танцев французских композиторов XVII – начала XVIII веков в контексте риторической эпохи. Автореферат дисс. докт. иск-я. 
  • Музыкальное искусство и музыкальное образование: сб. науч. трудов; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003-2008. Вып. 1-5 (составление, редактирование).
  • О преемственности национальных традиций в области барочной риторики музыки [Текст] / Л.Д. Пылаева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: теоретические и практические аспекты. Межвузовский сборник научных трудов. –Екатеринбург, ГОУ ВПО «Уральский гос. пед. университет», 2009. – С. 103-109.
  • Полифонический анализ. Методические материалы [Текст] / Л.Д. Пылаева. – Пермь, ПГПУ, 2009. – 1,8 п.л.
  • О содержательном аспекте танцев французского барокко [Текст] / Л.Д. Пылаева // Искусство в прошлом и настоящем. Мат-лы Междунар. научной конф-ции 9 – 10 апреля 2010 г. – Красноярск: Красноярск. гос. академия музыки и театра, 2010. – С. 157-162.
  • Французский dаnse chantée как феномен «безмолвной» риторики [Текст] / Л.Д. Пылаева // Творческие стратегии в современной музыкальной науке. Материалы докладов международной научно-практической конференции.16-19 ноября 2010 г. – Екатеринбург: Урал. гос. консерватория им.М.П. Мусоргского, 2010. – С. 188-194.
  • Об одном риторическом аспекте в композиции сценических danses chantées: к постановке вопроса [Текст] / Л.Д. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Пермь: ПГПУ, 2010. – С. 96-104.
  • О понятии «характеров» в музыке французского Grand siècle // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 8. – Пермь, ПГПУ, 2011. – С. 67-72.
  • Сочинения русских композиторов-классиков для детей в учебных курсах музыкально-педагогических ВУЗов // История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Великий Новгород–Пермь, НовГУ–ПГГПУ, 2012. – С. 180–184.
  • Танцы барокко на современной сцене [Текст] / Л.Д. Пылаева // Проблемы современной музыки: Сб. материалов Пятой международной научной конференции. – Пермь: ПГГПУ, 2012. – С. 134-142.
  • Преломление закономерностей риторической диспозиции в хореографии сценических пассакалий и чакон эпохи барокко [Текст] / Л.Д. Пылаева // Сб. материалов пятой научно-практической конференции, посвященной вопросам реконструкции и развития исторического бытового танца. – СПб.: Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2012. – С. 128-140.
  • Музыка сценических танцев французских композиторов XVII – XVIII веков в контексте риторической эпохи. Авторефат дисс. докт. искусствоведения [Текст] / Л.Д. Пылаева. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 2,3 п.л.
  • Пассакалии и чаконы французского Grand siècle сквозь призму риторичеcкой традиции // Журнал Общества теории музыки. ВЫПУСК 1. – 2013. – С.142-151.
  • http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/Pylaeva.pdf
  • О понятии барочного danse de caractére (на примере французской куранты) [Текст] / Л.Д. Пылаева //  Материалы конференций по воросам реконструкции европейских исторических танцев XVII – XVIII веков. 2012-2013 гг. – СПб.: Культ Информ Пресс, 2014. – С. 167-175.
  • Пылаева, Л.Д., Пылаев, М.Е. Об изучении современной музыки в условиях художественного пространства наших дней [Текст] / Л.Д. Пылаева, М.Е. Пылаев // История современности: музыкальное образование на постсоветстком пространстве (опыт, проблемы, перспективы). Материалы международного симпозиума четвртой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Курск–Пермь: КГУ – ПГГПУ, 2014. – С. 209-219.

Назад