Сборники, монографии, статьи

 


Лаборатория ЦОР и педагогического проектирования

За 2008-2013 гг. общий перечень научно-методических публикаций сотрудников Лаборатории и преподавателей кафедры МД и ИТО, работающих на ее базе, включает более 240  работ, в том числе публикации в центральной печати и   рецензируемых журналах  реестра ВАК. 


Работы, опубликованные штатными сотрудниками Лаборатории  и аспирантами кафедры МД и ИТО в ведущих научных журналах реестра ВАК Минобрнауки РФ  

(2008-2013 гг.)

  1. Оспенников, А.А. Обучение будущих учителей физики использованию средств ИКТ  в организации учебных занятий по решению физических задач [Текст] / А.А. Оспенников  // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. –  № 7. – С. 108-116.
  2. Еремин Е.А. Об иерархическом представлении знаний с помощью некоторых программных средств //  Информатика и образование. – 2009.- №6. - с.37-47.
  3. Еремин Е.А. Об иерархическом представлении знаний с помощью некоторых программных средств  // Информатика и образование – 2009.- № 7. - с. 25-36.
  4. Шестакова (Ремизова) Е.С. Содержание и методика организации элективного курса по истории фундаментального физического эксперимента [Текст] / Е.С. Шестакова (Ремизова) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: ЧГПУ. – 2009. -  № 7. -  С. 149-158.
  5. Оспенникова Е.В. Подготовка будущих учителей физики к формированию у учащихся  системы знаний по истории фундаментального физического эксперимента в современных условиях развития высшего педагогического образования /  Е.В. Оспенникова, Е.С.  Ремизова (Шестакова) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11. 
  6. Оспенников Н.А. Формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с моделями / Н.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. -с. 206-214.
  7. Оспенникова Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в демонстрационном физическом эксперименте / А.Е. Нельзин, Е.В. Оспенникова// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. -с.197-205.
  8. Оспенникова Е.В. Инструменты насыщенной презентации для эффективного использования интерактивной доски в образовательном процессе / Е.В. Оспенникова, А.П. Печеный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. – с. 215-223.
  9. Оспенникова Е.В., Виды компьютерных моделей и направления использования  в обучении физике /  Е.В. Оспенникова,  Н.А. Оспенников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4.   – с. 118-124.
  10. Шестакова Е.С. Принцип историзма в обучении физике: содержание и модели реализации в средней общеобразовательной в школе / Е.В. Оспенникова, Е.С. Шестакова // Педагогическое образование в России. –  2010. -  № 4. – С. 67-75.
  11. Ильин И.В. Формирование системы метатехнического знания  как базовой составляющей технической культуры современного школьника / Е.В. Оспенникова, И. В. Ильин // Педагогическое образование в России. –  2011. -  № 3. – С. 208-216.
  12. Ильин И.В. Систематизация и метауровень обобщения технического знания как одно из направлений реализации принципа политехнизма в обучении физике / И. В. Ильин, Е.В. Оспенникова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). –  2012. -  № 3. – С. 111-118.
  13. Яковлева И.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов / Е.В. Оспенникова, И. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. –  2012. -  № 5. – С. 118-121..
  14. Ильин И.В. Обучение студентов педагогических специальностей формированию у учащихся системы метатехнического знания в учебном процессе по физике [Текст] / И.В. Ильин // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. -  С. 85–89.
  15. Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении / Е.В. Оспенникова, И. В. Яковлева // Педагогическое образование в России. –  2013. -  № 5. – С. 46-51.
  16. Еремин Е.А. Разрозненные факты или единое целое: экспериментальная оценка концептуальных знаний студентов // Информатика и образование – 2012.- № 10. - с. 90-96.
  17. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Предпрофессиональная подготовка в рамках углубленного курса информатики. УМК «Информатика» для X—XI классов, углубленный уровень. // Информатика и образование – 2013.- № 6. - с. 54-58.
  18. Оспенникова Е.В ,  Ильин И.В. Принцип политехнизма в обучении физике в контексте современных представлений о структуре техносферы / Е.В. Оспенникова, И. В. Ильин // Педагогическое образование в России. –  2014. -  № 1. – С. 71-76.
  19.  Оспенникова Е.В., Оспенников А.А.  Система методов обучения в контексте современных представлений  о структуре образовательной среды / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. –  2014. -  № 4. – С. 172-179.
  20. Оспенников А.А., Оспенникова Е.В. Технология выбора методов и приемов обучения при проектировании учебного процесса по физике / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. –  2014. -  № 7. – С. 82-88.
  21. Оспенников А.А., Оспенникова Е.В. Формирование у учащихся универсальных учебных действий  в работе с  компьютерными моделями  / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). –  2014. -  № 7. – Т. 3. – С. 111-118.

Публикации в зарубежных изданиях, в том числе индексируемых в  SCOPUS и Web of Science

  1. Eremin, E.A. The Software for 3D-viewing of Educational Topic Maps. Proceedings of the 2008 4th International IEEE Conference on Intelligent Systems. Editors Ronald R. Yager, Vassil S. Sgurev, and Vladimir S. Jostov. Volume II, p. 17-9 - 17-11.Varna,Bulgaria, September 6-8, 2008 (индексируется в SCOPUS).
  2. Eremin E. Using VRML Technology for Visualization of Relations between the Main Concepts of an Educational Course. In: Conceptual Structures: Leveraging Semantic Technologies. Proceedings of the 17th International Conference on Conceptual Structures (ICCS 2009). Series Lecture Notes in Artificial Intelligence (LNAI) 5662. / Eds: S. Rudolph, F. Dau, S.O. Kuznetsov.Springer-VerlagBerlinHeidelberg, 2009. P.155-158.Moscow, 26-31 July, 2009 (индексируется в SCOPUS).
  3. Eremin E.A. Original Experimental Method to Evaluate Conceptual Students’ Knowledge. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, Volume 55, p.1227-1232. (индексируется в Web of Science).
  4. Оспенникова Е.В., Оспенников А.А., Антонова Д.А.  Выбор  стратегии профессиональной подготовки студентов и оценка результатов ее реализации / Е.В. Оспенникова, А.А. Оспенников, Д.А. Антонова  // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: Сб. научных трудов международной научно-практической конференции SWorld, 17-28 декабря, УКРАИНА,2012 г. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – Вып. 4. 

Учебные пособия, учебники, методические пособия 

(2008-2013 гг.)

Наиболее крупные и известные работы последних лет представленные в библиотеках вузов России и в электронных библиотечных системах:

  1. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Е.В. Оспенникова. н.п. Безрукова, А.С. Звягина; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480с. (Библиотека информатизации образования).
  2. Оспенников  А.А. Обучение будущих учителей физики применению компьютерных технологий   в организации деятельности учащихся  по решению задач  [Текст]: учебное пособие / А.А. Оспенников. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. – 226 с.
  3. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. –  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с.  http://lbz.ru/books/264/5107/
  4. Еремин Е.А. Принцип работы компьютера. Основы работы с операционными системами. - Модуль 1 в кн. Основы компьютерной грамотности: базовый учебный курс. / Е.К. Хеннер, Е.А. Еремин, А.П. Шестаков, Е.Б. Аликина, Н.А. Тохтуева, М.В. Моисеева. - М: Изд. дом "Обучение-Сервис", 2008, с.13-114.- 2011
  5. Энциклопедия школьной информатики / И.Г.Семакин. Е.А. Еремин и др. / Под ред. И.Г.Семакина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. -  400 с. . http://lbz.ru/books/235/5079/
  6. Ильин И.В. Принцип политехнизма в обучении физике: содержание и стратегии реализации [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов / И.В. Ильин. – Пермь: Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2012. –  81 с.
  7. Ильин И.В. Элективный курс «Физика современной техносферы» для средней общеобразовательной школы [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей / И.В. Ильин. – Пермь: Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2012. – 42 с. + прилож. (CD).
  8. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – Ч 1. - 344 с. Ч.2 - 304 с. (Гриф Министерства образования и науки РФ). http://lbz.ru/books/230/7407/http://lbz.ru/books/230/7409/
  9. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 11 класса : в 2 ч.  Ч.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 240 с. – Ч1. - 240 с. Ч.2 - 304 с. .;риф Министерства образования и науки РФ) http://lbz.ru/books/230/7408/http://lbz.ru/books/230/7410/
  10. Теория и методика обучения физике в средней школе. Избранные  вопросы. Школьный физический эксперимент  в условиях современной информационно-образовательной среды: Учебно-методическое пособие / Е.В. Оспенникова,  Н. А. Оспенников, А.Е.Нельзин, Д.А. Антонова; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой. -  Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012, 2013 (доп. тираж.). –  368 с.  

Результаты деятельности Лаборатории представлены на  международных научных форумах (Россия, Финляндия, Чехия, Великобритания). Только за последние два года  (2012, 2013 гг.) таких форумов (конференций, семинаров, симпозиумов) более 30, а 20 из них имеют международный статус, в том числе 2 зарубежные конференции (Чехия, Великобритания), 2 – всероссийские и 5 -  зональных и региональных. На форумах представлено более 30 научно-методических докладов  по современным проблемам информатизации системы образования.


С 2005 г. издается ежегодный кафедральный научный журнал  Вестник ПГПУ: серия «Информационные компьютерные технологии в образовании» (электронная и полиграфическая версии, имеются регистрационные номера в библиометрической системе  ISSN). В журнале с 2008 г публикуются результаты научно-методической работы Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования. Это результаты исследований, выполненных преподавателями кафедры, аспирантами и студентами. Изданы №1-8 Вестника (2005 -2012 гг.)


Работы студентов последних лет выпусков, подготовленных  совместно с  преподавателями и аспирантами (2011-2013 гг.) 

  1. Антонова Д.А., Оспенников А.А., Нельзин А.Е. Цифровая учебно-методическая коллекция как средство сопровождения демонстрационного физического эксперимента // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2011. – Вып.7.   – С. 4 –  14. 
  2. Антонова Д.А. Подготовка будущих учителей физики к разработке  авторских коллекций дидактических  материалов по предмету в условиях применения средств икт// Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2011. – Вып.7.   -    С. 53 –  69. 
  3. Васильченко А.А.,  Антонова Д.А.    Проектирование и разработка интерактивных учебных  моделей по физике средствами Adobe Flash .  // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». – Пермь: ПГПУ, 2012. – Вып.8. Часть 2. –  С. 65 –  76 
  4. Васильченко А.А., Антонова Д.А., Интерактивные учебные модели по гидро- и аэростатике, реализованные в среде ADOBE FLASH //Материалы XII Международной научно-методической конференции "Физическое образование: проблемы и перспективы развития", посвященной 90-летию со дня рождения С.Е. Каменецкого. Часть 1. - М.: МПГУ, 2013. - С. 190-193.
  5. Ершов М.Г., Дерюшев А.Ю., Чурилов О.Н. Автоматизированный эксперимент по физике  с применением образовательной робототехники // Материалы научно-практической конференции фестиваля «Робофест 2013» - Пермь, 2013. 

На базе Лаборатории студентами физического факультета студентами старших курсов подготовлены цифровые ресурсы для учебных дисциплин ООП, реализуемых на физическом факультете ПГГПУ:

  1. Васильченко А.А., Оспенникова Е.В.Интерактивные компьютерные модели по «Гидро- и аростатике» [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  2. Васильченко А.А., Оспенникова Е.В. Интерактивные компьютерные модели по физике  [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  3. Бычихин Д. А.,  Оспенникова Е.В. Интерактивные анимации по физике. – [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  4. Васильченко А.А., Е.А. Нельзин. Информационная система  дистанционной поддержки демонстрационного эксперимента Система разграничения прав доступа пользователей в «СДПДЭ» [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2011.
  5. Ильин И.В.,  Оспенникова Е.В. и др. Физика современной техносферы. [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. – Ч. 1-5. –  2012.
  6. Васенев В.В., Оспенникова Е.В. и др.  Информационные технологии управления учебным процессом.  [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  7. Васенев В.В., Оспенникова А.А..и др. Компьютерные технологии диагностики учебных достижений [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  8. Аитова Э.Р., Еремин Е.А. Демонстрация механизма работы многопоточного приложения (4 курс)  [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  9. Титова Н.А., Еремин Е.А. Ситуация «deadlock» при неправильном взаимодействии потоков (4 курс) [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  10. Вяткина С.А., Еремин Е.А. Компьютерный контроль знаний по теме «Страничная организация памяти» (4 курс). [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  11. Зарипова Ю.В.,  Еремин Е.А. Компьютерный контроль знаний по теме «Адресация  памяти в процессоре Intel» (4 курс). [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.
  12. Пономарева Н.С., Еремин Е.А. Разработка методики проведения лабораторной работы по курсу «Операционные системы» (4 курс). [Цифр. ресурс] – Пермь: ПГПУ. –  2012.

В настоящее время на базе Лаборатории  ЦОР и педагогического проектирования разрабатываются интерактивные учебные  модули  и методические материалы для учителей физики средних общеобразовательных школ по образовательной робототехнике. Прикладное исследование реализуется в рамках Программы стратегического  развитии ПГПУ: проект «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности» (науч. руководитель - д.п.н., проф. Е.В. Оспенникова) (2013-2014 гг.)