Лаборатория ЦОР и педагогического проектирования - Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Лаборатория ЦОР и педагогического проектирования

Оспенникова Елена Васильевна
  • Оспенникова Елена Васильевна
  • руководитель лаборатории, заведующий кафедрой МД и ИТО
  • доктор педагогических наук, профессор
  • ул. Пушкина 42
  • (342) 238-64-78
О ЛАБОРАТОРИИ

Основана в 2007 г. в  рамках  проекта  Национального  фонда подготовки  кадров  (НФПК)  «Информатизация  системы образования» (2006-2010 гг.) (приказ от 27.02.2007 г.).


Цели создания Лаборатории:


  • организация и проведение поисковых, инновационных и прикладных научных исследований, заканчивающихся выпуском наукоемкой продукции в области производства ЦОР и разработки научно-методических основ педагогического проектирования современного учебного процесса в школе и вузе в условиях эффективного применения современных средств ИКТ;
  • обеспечение эффективного механизма проведения дополнительных форм обучения, научной, учебной, производственной деятельности в интересах ПГГПУ и коллектива Лаборатории;
  • эффективное использование интеллектуального потенциала сотрудников ПГГПУ.

Для достижения поставленных целей Лаборатория осуществляет следующие виды деятельности:


  • исследование актуальных проблем теории и практики педагогического проектирования (дизайна), создание цифровых образовательных ресурсов; организация на базе Лаборатории экспериментальной апробации разработанных ЦОР и сопровождающих их методических материалов в учебной работе со студентами педагогических и инженерно-педагогических специальностей;
  • освоение современных технологий информатизации образовательного процесса и новых методов использования цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых в рамках программ информатизации образования региональных и федерального уровней, внедрение НИТ в учебный процесс педагогического вуза;
  • разработка учебно-методических материалов и проведение экспериментальной учебной работы со студентами по освоению методов использования цифровых образовательных ресурсов и инновационных учебно-методических комплексов, разработанных в рамках ФЦП РЕОИС (Минобрнауки РФ), проектов ИПРО и ИСО (НФПК), а также собственных и региональных ЦОР;
  • разработка учебно-методических материалов и проведение экспериментальной учебной работы со студентами по освоению будущими специалистами теории и практики педагогического проектирования учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды;
  • содействие развивающейся в педагогической среде края инициативной деятельности отдельных педагогических коллективов и учителей-энтузиастов области образовательной робототехники;  активизация и научно-методическое обеспечение процессов внедрения инновационных образовательных технологий в области робототехники в среднюю школу (применение ОРТ на уроках и во внеурочной деятельности, развитие проектно-исследовательской деятельности школьников, участие школьников и учителей в конкурсах и соревновательной деятельности);
  • обеспечение доступа к разрабатываемым материалам и накапливаемому педагогическому опыту для самого широкого круга специалистов системы образования (включая преподавателей вуза, работников управления образованием, учащихся школ и учителей) с использованием Интернет, семинаров и конференций, публикаций в педагогической прессе, издания материалов и т.п.; содействие в разработке подобных материалов преподавателями ВУЗа;
  • информационно-технологическое обеспечение деятельности ВУЗа по использованию ИКТ в образовании;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и иных кадров в области педагогического проектирования учебных материалов и педагогического проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации, педагогических и иных кадров в области информационных технологий;
  • решение других задач, связанных с информатизацией образования ПГГПУ и Пермского края, в соответствии с региональными программами, оказание образовательных и информационных услуг органам управления образованием и учреждениям образования Пермского края.

Задачи Лаборатории:


  • технологическая поддержка научно-методической работы ППС, аспирантов кафедры и студентов по современным направлениям информатизации образовательного процесса в школе и вузе (НИР, НИРС);
  • обеспечение реализации проектов кафедры, выполняемых в рамках Программы стратегического развития ПГГПУ;
  • изменение практики методической подготовки студентов в вузе, их обучение:
    • методике применения цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, разработанных (и разрабатываемых) в рамках ФЦП РЕОИС (Минобрнауки РФ), проектов ИПРО и ИСО (НФПК) в учебном процессе в средней школе;
    • основам и методам педагогического проектирования (дизайна);
    • компьютерным технологиям разработки электронных учебных материалов;
    • проектированию и созданию цифровых образовательных ресурсов для средней школы с применением современных компьютерных технологий;
    • современным технология постановки учебного физического эксперимента;
    • использованию в обучении образовательной робототехники;
    • применению в учебном процессе современной аппаратной компьютерной техники.
  • информационно-технологическое обеспечение учебной работы студентов и профессиональной деятельности преподавателей по использованию ИКТ в обучении;
  • организация работ по созданию преподавателями и студентами учебно-методических материалов (в том числе, цифровых);
  • проведение ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ студентов по специальности «Информационные технологии в образовании (практика организуется на базе ЛПП и с использованием ее материально-технического обеспечения и ресурсной базы);
  • повышение квалификации работников образовательных учреждений в области применения средств ИКТ в обучении.

Итогами работы Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования являются: 


  • подготовка кадров для высшей педагогичекой школы (научно-методическое и материально-техническое обеспечение составляющих ООП подготовки магистров и аспирантов); срздание усовий для подготовке к защите магитерских и кандидатских диссертаций;
  • научно-методические работы (статьи, монографии, учебные пособия, методические рекомендации и др.), посвященные различным аспектам методики применения ИКТ в учебном процессе (средняя школа, вуз);
  • цифровые образовательные ресурсы, разработанные сотрудниками Лаборатории, преподавателями и аспирантами кафедры МД и ИТО, а также слушателями курсов повышения квалификации «РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ» (ПГПУ, ПГГПУ, 2008-2012 гг.);
  • выполнение творческими коллективами преподавателей, аспирантов и студентов ПГГПУ федеральных и региональных  научно-методических проектов;
  • внедрение результатов исследования в учебный процесс средних общеобразовательных школ и педагогических вузов; 
    • развитие содержания и совершенствование методики подготовки студентов и аспирантов ПГГПУ в направлении широкого применения  в учбном процессе средств ИКТ, в том числе образовательной робототехники как инновационного средства и технологии обучения;
    • профессиональная ориентация студентов, в том числе на педагогические профессии, связанные с проектированием (дизайном) ЦОР для системы образования и корпоративного обучения;
    • повышение квалификации преподавателей вуза и средних общеобразовательных школ г. Перми и Пермского края.

Положение о Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования