Архив публикаций

Сборники кафедры:
  1. Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб. ст. по материалам межрегион. науч.-практ. конф. (г.Пермь,  24-25 марта 2008 года)/ редкол.: Е.А.Рябухина отв. ред и [др.]; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2008. - 410 с.
  2. Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (г.Пермь,  2-3 ноября 2010 года)/ редкол.: В.Е.Кайгородова, Е.А.Рябухина (отв. ред) и др.; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - 368 с.
Публикации преподавателей кафедры:

Медведева Наталья Владимировна:

  1. К проблеме преподавания курса русского языка мигрантам из стран Ближнего Зарубежья в русскоязычном регионе// В сб.: Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб. ст. по материалам межрегион. науч.-практ. конф. (г.Пермь, 24-25 марта2008 г.) / редкол.: Е.А.Рябухина  (отв.ред.) и др.; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2008. – С.373– 377.
  2. Диалектные фразеологизмы с соматическими лексемами « рука, ладонь, палец, локоть, ноготь» в пермских русских говорах и  пермских языках. // сб. научных трудов « Былых времен связующая нить », посвященный 30-летию кафедры литературы и русского языка ПГИИК под ред. С.А. Звоновой, И.Г. Секачевой. – Пермь, 2008. – С. 89-97.
  3. «Формирование умений создания текстов отзыва в процессе обучения студентов « Русскому языку и культуре речи» /Русское слово : восприятие и интерпретации: сб. материалов Международной научно-практической конференции(19-21 марта 2009г., г. Пермь): в 2-х т. Т. 1. – с.302-311.
  4. Пути формирования коммуникативной компетентности в обучении русскому языку/Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь , 2010. – С. 106-114.
  5. Возможности формирования коммуникативных умений в русле компетентностного подхода в обучении русскому языку /" IV МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ". Севастопольский городской гуманитарный университет. - Севастополь, 2010. – С. 192 – 201
  6. Актуализация концепта «радость» в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне» / И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья . ХХV111 Крымские международные Шмелевские чтения. – Алушта, 2011– С.
  7. Опыт лингвистического анализа публицистических текстов И.С.Шмелева/ И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья . Х1Х Крымские международные Шмелевские чтения. – Алушта, 2011– С.
  8. Возможности формирования коммуникативных умений в русле компетентностного подхода в обучении русскому языку./"IV МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ". Севастопольский городской гуманитарный университет. - Севастополь, 2010. – С. 192 – 201
  9. Приемы развития творческих возможностей в процессе работы с компетентностно-ориентированными заданиями на уроках русского языка / Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка. – М.: МПГУ, Ярославль, РЕМДЕР. – 2011 – С.
  10. Компетентностно-ориентированное обучение: формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка // Научно-методический журнал. Горизонты образования: психология, Педагогика. № 3 (36) т. 3. Севастополь, 2012. – С. 101-107, 0,48 п.л. - 115 экз.
  11. Фамилии жителей Чусовских Городков в первой половине ХV11 века (по переписным книгам Прикамья вотчин именитых людей Строгановых) // Краеведческий сборник «Быль Чусовских Городков», сост. Н.В. Никулина. вып 2., Пермь : Пушка. - 2012. -  С. 218-226 с.- 400, 1500 экз.

Рябухина Елена Анатольевна:

Монографии:

  1. Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода. Монография. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с. (11, 5) п.л.
  2. Рябухина Е.А. Моделирование методической системы компетентностно-ориентированного обучения теории и практике речи. Монография. – Пермь, ПГПУ, 2012. – 219 с. (13, 7) п.л.

Учебно-методические работы:

  1. Рябухина Е.А. Учебно-методический комплект к изучению раздела «Речь» в профильной школе: Методическое пособие. – Пермь: Департамент образования администрации г. Перми, 2008. – 40 с. (2, 5 п.л.)
  2. Кайгородова В.Е., Киркина Е.Э., Рябухина Е.А. Пермь и пермяки: сборник текстов с заданиями по русскому языку и литературе для учащихся старших классов: Учебно-методическое пособие. – Пермь: Изд-во «От и до», 2009. – 48 с. из 144 с. (3 п.л.).
  3. Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Типы и структура уроков русского языка. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ПГПУ, 2011. – 16с. из 55с. (1 п.л.).
  4. Рябухина Е.А. при участии Бобковой Л.Е., Лариной Е.В., Наумовой Ю.Г., Погоржальской Е.В., Фомичёвой Н.В., Чудиновой А.Р. Развитие языковой личности старшеклассника  на основе компетентностного подхода к обучению теории и практике речевой деятельности. Научно-методическое пособие. – Пермь: ПГПУ, 2012 (электронная публикация, размер 1 9580 МБ, регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 27222 от 22 августа 2012 года).

Основные публикации:

  1. Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе // «Наука и школа». – 2008. - № 4. – С. 15 – 17 (0, 4 п.л.)
  2. Рябухина Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе // Русский язык в школе. –  2009. – № 6. – С. 37 – 41(0, 3 п.л.).
  3. Рябухина Е.А. Подходы к оцениванию заданий по русскому языку на компетентностной основе // Русский язык в школе. – 2009. – №7. – С. 26 – 36 (0, 8 п.л.).
  4. Рябухина Е.А. Моделирование обучения русскому языку в профильной школе на основе уровневой дифференциации // «Наука и школа». –  2009. – №5. – С. 28 – 32 (0, 6 п.л.)
  5. Рябухина Е.А. Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку для старшеклассников // Русский язык в школе. –  2010. – № 7. – С. 3 – 8 (0, 5 п.л.).
  6.  Рябухина Е.А. Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект // Преподаватель XXI век. – 2011. - №3 (Ч.1). – С. 175 – 184 (1, 25 п.л.).
  7. Рябухина Е.А. Развитие языковой личности как цель компетентностно-ориентированного обучения русскому языку в школе // «Наука и школа». –  2012. – №1. – С. 43 – 48 (0, 75 п.л.).
  8. Рябухина Е.А. К определению уровней развития языковой личности школьника на основе компетентностного подхода // Наука и школа. –  2012. – №2. – С. 74 – 78 (0, 6 п.л.).
  9. Рябухина Е.А. Полифония методов в обучении теории и практике речи // Русский язык в школе. – 2012. – № 6. – С. 3 – 9 (0, 7 п.л.).
  10. Рябухина Е.А.Дифференциация в компетентностно-ориентированном обучении в школе и вузе // Преподаватель XXI век. – 2012. – №2 (Ч. 1). – С. 28 – 39 (1,5 п.л.).
  11. Рябухина Е.А. Характеристика системы упражнений в обучении теории и практике речи на компетентностной основе  // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 4 (Ч. 1). – С.184 – 190 (0,9 п.л.)
  12. Рябухина Е.А. Логика компетентностного подхода как основа моделирования обучения русскому языку в школе // Вестник МГПУ: серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 89 – 98 (0,9 п.л.)

Фоминых Лариса Сергеевна:

  1. Изучаем приложение Филологический класс. Региональный методический журнал учителей-словесников Урала. – Екатеринбург, 2008. - № 20. 5 с.
  2. Использование материалов телевидения на занятиях по культуре речи.  Русское слово: восприятие и интепретация: Сб. материалов Международной научно-практической  конференции. В 2-х т. Т.1. – Пермь, Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – 2009. 6 с.
  3. Переходные явления в морфологии. Интернет-журнал «Филолог». – 2009. Вып. 8. –   http: //philolog.pspu.ru
  4. Какой удивительный знак – тире. Интернет-журнал «Филолог». – 2010. - №    10. - http: //philolog.pspu.ru
  5. Секреты корня.  Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб. ст. по матер. Всерос. научн.-практ. конф. (Пермь, 2-3 ноября2010 г.). – Пермь: ПГПУ. – 2010. -  10 с.
  6. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Русский язык как цель и средство обучения и воспитания: преемственность в развитии языковой компетенции детей (устная речь). – Кунгур, 2011 – 6 с.
  7. Ошибка грамматическая или речевая?  Интернет-журнал «Филолог». – 2011. – № 14–   http: //philolog.pspu.ru
  8. Синтаксическая роль инфинитива. Интернет-журнал «Филолог». – 2011. - № 15 - http: //philolog.pspu.ru
  9. Состав слова. Тренировочные материалы. Интернет-журнал «Филолог». – 2011. - № 16.- http: //philolog.pspu.ru
  10. Изучение словообразования в школе. Интернет-журнал «Филолог». – 2011.- № 17.- http: //philolog.pspu.ru
  11. Типы и структура уроков русского языка: учеб.-метод. пособие. Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. ( в соавт. с Рябухиной Е.А.) – 2011.- 55 с.
  12. Роль слова КАК  в русском языке. Интернет-журнал «Филолог». – 2012. - № 19.- http: //philolog.pspu.ru
  13. Знакомьтесь: Светлана Эст. Литература Пермского края. Новые имена: сб. ст. / Под ред. В.Е. Кайгородовой. – Пермь, Перм. гос. гуманитарно-пед. ун-т. – 2012. - 11 с.
  14. Об одной пунктуационной ошибке. Интернет-журнал «Филолог». – 2012. - № 21.- http: //philolog.pspu.ru

Лобанова Алевтина Степановна:

  1. 2008

    1. Коми-пермяцкий этнолингвистический сборник. Материалы и исследования. - Пермь, 2008. 186 с.
    2. Рукописная грамматика пермяцкого языка Ф.Любимова //Материалы межрегиональной научной конференции 28-29 февраля 2008. - Пермь, 2008. С. 7-16.
    3. Промысловая лексика в  эвфемизмах и табу- словах (на материале коми-пермяцкого языка). //Материалы международного симпозиума. Пермистика 12. Диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками. - Ижевск, 2008. – С. 73-79.

    2009

    1. «О метафоризации межличностных отношений (на примере текстов коми-пермяцкой загадки» //Финно-угры – славяне – тюрки: опыт взаимодействия (традиции и инновации), - Ижевск, 2009. С.699-705.
    2. О некоторых особенностях нердвинского диалекта коми-пермяцкого языка // Пермистика 10: вопросы пермской и финно-угорской филологии. – Ижевск. С. 221-228..

    2010

    1. Формирование коми-пермяцкого литературного языка и социальная среда // Краеведческие чтения. К 110-летию Ф.Г.Тараканова, 85-летию КПО. Сборник докладов и сообщений. Кудымкар, 2010. С. 62-76. В соавторстве с С.С.Шляховой.
    2. Финно-угорский компонент в учебном плане коми-пермяцко-русского отделения ПГПУ (работа выполнена в рамках реализации гранта РГНФ № 10-01-82108а-У) //Финно-угорские языки в образовательном пространстве. Ижевск, 2010. С. 36-40
    3. Гöрд гöглян небоöт тарласьö (Красный круг по небу катается). Коми-пермяцкие загадки: Сборник фольклорных текстов и комментарии. Авторы-составители: Бойко В.Н., Т.Г. Голева, А.С. Лобанова, А.В. Черных. – Санкт-Петербург. - 142 с.
    4. Коми-пермяцкий язык: социокультурное и функциональное пространство //XXVI Международная научная конференция студентов финно-угроведов «IFUSCO – 2010».-  Пермь, С. 23-28.
    5. Коми-пермяцкий язык конца ХХ – начала ХХI вв.: стилистические аспекты. Труды Института языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Вып. 6. (в соавторстве со Шляховой С.С.). - Пермь, 2010. -. 483 с. 
    6. Коми-пермяцкöй кывлöн сложнöй сёрникузя. Упражненнёэза сборник. – Пермь, 2010. – 53 с.
    7. К вопросу о религиозном стиле в коми-пермяцком языке (в соавт. с С.С.Шляховой) // Тенденции развития социокультурного пространства. – Оренбург, 2010. С. 108-118.

    2011 

    1. Элементы религиозного стиля в современном коми-пермяцком языке (в соавт. С.С.Шляховой) //Этногенез удмуртского народа. Этнос. Язык. Культура. Религия. Сб. статей и материалов Международной научной конференции, посвященной Атаманову М.Г. – Ижевск, 2011. С. 171-178.
    2. О составе и структуре коми-пермяцкого литературного языка (стилистический аспект) (в соавт. с С.С.Шляховой) // Современные проблемы финно-угорских языков и финно-угроведения. Материалы Всероссийской научной конференции. - Йошкар-Ола, 2011. С. 75-80.
    3. Коми-пермяцкий этнолингвистический вопросник. Учебно-методическое пособие (в соавт. с Утевой Л.В.). - Пермь, 2011. 81 с.
    4. Лингвокультурологическое наследие финского ученого Т. Э.Уотила, запечатлевшего язык коми-пермяков в 1942-43 гг. (работа выполнена в рамках реализации гранта РГНФ № 10-01-82108а/У) // Материалы Всероссийской конференции «Музей: новые возможности развития». - Кудымкар, 2011. - С. 45-48.
    5. К вопросу о лексико-тематической классификации наименований блюд в коми-пермяцком языке // Материалы региональной научно-практической конференции «Этническая культура и национальная школа». - Чайковский, 2011. С. 23 – 34.

    2012

    1. Очерки  ранней истории Перми Великой: водно-волоковые пути // Научный журнал «Вестник Пермского университета». Вып. 1 (18). – Пермь, 2012. С. 121-134. (В соавт. с Корчагиным П.А.) (журнал ВАК).
    1. Система речевых жанров в современном коми-пермяцком языке //Вестник Удмуртского университета. Выпуск 2. – Ижевск, 2012. С. 3-16. (В соавт. с С.С. Шляховой). (журнал ВАК)
    2. Звукоизобразительность в коми-пермяцком языке. Монография. – Пермь, 2012. – 296 с. (В соавт. с С.С. Шляховой).
    3. О некоторых аспектах языка русских и коми-пермяков Коми-Пермяцкого округа // Современные проблемы культурно-языковой регионалистики. Материалы межвузовской научной конференции. – Пермь, 2012. С. 91-94.
    4. Русско-коми-язьвинский словарь. – Пермь, 2012. – 244 с. (В соавт. с К.С. Кичигиной).
    5. Об отражении гендера в коми-пермяцком языке // Пермистика 13. Вопросы пермского языкознания (в соавт. со С.С.Шляховой). – Сыктывкар, 2012, с. 108-114.
    6. Р.М. Баталова и коми-пермяцкое языкознание // Пермистика 14: диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками. – Кудымкар, 2012. – 11 – 16 с.
    7. Медицинская терминология в переводных текстах 30-х годов XX века. Тематическая классификация (по материалам коми-пермяцкого языка) // Вопросы финно-угорской филологии.Межвузовский сборник научных трудов. – Сыктывкар, 2012. – 60-66 с.

Лебедева Марина Алексеевна:

  1. Изучение литературного произведения в школе как герменевтический процесс // В сб.: Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб. ст. по материалам межрегион. науч.-практ. конф. (г.Пермь, 24-25 марта2008 г.) / редкол.: Е.А.Рябухина  (отв.ред.) и др.; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2008. – С.52 – 57.
  2. Мифологические мотивы в «Сне Обломова» // В сб.: Гуманитарная культура: Сборник учебно-методических материалов. - Ч.4– Пермь: ПКИПКРО, 2009. – С. 12-22.  
  3. Литературно-музыкальная композиция «Яркость и трагедия серебряного века» // В сб.: Гуманитарная культура: Сборник учебно-методических материалов. - Ч.5– Пермь: ПКИПКРО, 2009. – С. 44 - 62.   
  4. ЕГЭ по литературе и скрытые в его тени лица // Интернет-журнал «Филолог». – 2009.  Вып. 8. – http://philolog.pspu.ru.  
  5.  Организация читательской деятельности на уроке литературы при помощи мультимедийной презентации  // Интернет-журнал «Филолог». – 2009.  Вып. 9. – http://philolog.pspu.ru.  
  6. Единство эмоционального и логического в восприятии литературного произведения // В сб.: Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практич. конф. (г. Пермь. 2-3 ноября 2010г.)/ред.кол.: В.Е.Кайгородова, Е.А.Рябухина (отв.ред.) и др..; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – С. 192 – 207.
  7. Человек и мироздание в художественных системах Ф.Тютчева и Н.Рериха: концепция уроков в классе гуманитарного профиля.- // Интернет-журнал «Филолог». – 2010.  Вып. 11. – http://philolog.pspu.ru.  
  8. Формирование теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного текста  // Интернет-журнал «Филолог». – 2010.  Вып. 13. – http://philolog.pspu.ru.  
  9. Презентация: баллада В.А.Жуковского «Светлана».- // Интернет-журнал «Филолог». – 2010.  Вып. 13. – http://philolog.pspu.ru.  
  10. Презентация: ода  // Интернет-журнал «Филолог». – 2011.  Вып. 14. – http://philolog.pspu.ru.