Внушение в педагогическом процессе

Шварц Израиль Ефремович (31.05.1919 – 26.05.1989)
  • Шварц Израиль Ефремович (31.05.1919 – 26.05.1989)
  • Основатель и руководитель научной школы (1961–1989), заведующий кафедрой педагогики (1961–1985) и научных основ управления школой (1985–1989)
  • доктор педагогических наук, профессор
  • Веб-сайт

Наименование научной школы: «Внушение в педагогическом процессе»

Код специальности по отраслям наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Код по ГРНТИ: 14.07.07 – общая теория образования и обучения

Научные направления
Основные идеи школы И.Е. Шварца

Своеобразие Пермской научно-педагогической школы составляет целостное отношение к личности воспитанника, воспринимаемого в единстве физиологической, психической и социальной сторон, во взаимовлиянии не только деятельностной, эмоциональной, когнитивной сфер, но и неосознаваемой составляющей психики.

Данная научная школа занималась разработкой концептуальной идеи о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс в целом и развитие личности, в частности.

Педагогическая концепция профессора Израиля Ефремовича Шварца о внушении в педагогическом процессе создавалась в период так называемой «оттепели» в идеологической жизни нашего государства. В 60-е годы XX столетия в лоно науки возвращались многие идеи, изгнанные в свое время по идеологическим причинам. К ним относится и разработка концептуальных идей о взаимодействии убеждения и внушения в педагогическом процессе.

Традиционно в педагогике тех лет явления убеждения и внушения считались несовместимыми, т.к. убеждение адресовано сознанию, а внушение обращено к бессознательной области психики. Считалось, что основное назначение внушения – это полное торможение сознания, расслабление воли до её подавления, что совершенно исключало внушение из методов педагогического воздействия на личность.

Целесообразность, необходимость, важность применения внушения наравне с убеждением и во взаимосвязи с ним в педагогическом процессе показал И.Е. Шварц (1971). Этому открытию посвящены труды ученого, в то числе пособие «Внушение в педагогическом процессе». В его трудах изложены основные идеи этой концепции.

И.Е. Шварц доказал, что внушение может быть педагогическим влиянием на личность. Эффективность этого влияния во многом зависит от индивидуального свойства личности – степени внушаемости.

На основе экспериментальных данных в педагогическом аспекте И.Е. Шварц определил внушаемость как динамичное свойство личности, выражаемое неосознанной реакцией на внушающее воздействие внешней среды. Оно детерминировано психическим состоянием личности в данный момент. По силе реагирования на внушение И.Е. Шварц определил три степени внушаемости личности: низкую, среднюю, высокую. Им разработана методика определения степени внушаемости. И.Е. Шварц выявил значительную зависимость (обратную) между степенью внушаемости личности и уровнем ее стремления к самовыражению. Шварцем выделен (по методу В.С. Мерлина) симптомокомплекс личности – трудновнушаемой и легковнушаемой, когда степень внушаемости может выражать вероятную связь между свойствами данной личности.

Другая важная идея концепции И.Е. Шварца – в определении механизма внушающего влияния на личность. Ответ на этот вопрос И.Е. Шварц считал кардинальным. Только найденный ответ, по его мнению, мог говорить с уверенностью о целесообразности внушающего влияния на личность в целях ее нравственной социализации.

Механизмом внушения И.Е. Шварц определил доминанту (по Р.Н. Узнадзе А.А. Ухтомскому и П.А. Анохину). При взаимодействии убеждения и внушения формируется система доминантных установок: личностных (для предметной деятельности) и социальных (при социальной деятельности и поведении). По И.Е.Шварцу доминантные установки способны создаваться, протекать, реализовываться и, при неблагоприятных условиях, угасать.

Определение механизма позволило решать еще одну важную концептуальную идею – создавать классификацию методов влияния на личность в педагогических целях путем взаимодействия методов убеждения и внушения. Начинал он с дидактики. Им разработаны совершенно новые педагогические методы влияния на личность, обозначенные как релаксация.

Признавая как педагогическое явление гипнопедию – восприятие обучаемым информации репродуктивного характера в условиях естественного сна – И.Е. Шварц как педагог за основу брал урок, на котором учащиеся вводились в состояние релаксации (мнимое расслабление, подсознательные состояние, когда критичность психики и мозга были несколько снижены, но активно работала сверхпамять), давалась педагогическая информация: иностранный язык, слова в довольно в большом количестве – 60-80 единиц. Они хорошо запоминались. Затем учащиеся выводились из релаксации, активно стимулировались с помощью убеждения, работая с запасом слов, реализуя их в деятельности. Это давало большой педагогический эффект в изучении иностранного языка. Попытки вводить другую информацию, требующую осмысления, эффекта не давали. Работала в основном репродукция: по истории хорошо запоминались времена и даты, по русскому языку – иностранные слова, не имеющие в русском языке правил.

В области воспитания в основе своей работают эти же закономерности, но технология другая, не менее эффективная.

Прежде всего, успешно реализовывалась идея психогигиены: снятие усталости, тревоги, пограничных состояний, коррекция поведения в определенных ситуациях, преодоление стрессовых состояний, стимулирование уверенности, веры свои силы и т.д.

В целом система педагогических методов, основанных на взаимосвязи убеждения и внушения, выглядела следующим образом:

  • Дидактика – релаксопедия.
  • Воспитание – прямое педагогическое внушение в системе общего воспитательного воздействия: команды, приказы, наставления, т.е. то, что не обсуждается, а просто принимается на веру и тут же или через некоторое время реализуется.
  • Косвенное педагогическое внушение. Оно рассчитано на безоговорочное принятие информации в виде ситуаций, отражающих сущность определенного вида поведения или деятельности, но не напрямую, а через другую, похожую ситуацию. Это сложный метод, требующий высокого уровня педагогической техники. Применяется тогда, когда заведомо известно, что прямое обращение будет заблокировано.
  • Самовнушение. Чаще всего применяется в самовоспитании и тренингах при решении задач саморазвития. Всегда идет от лица субъекта – от «Я». Учениками И.Е. Шварца и при его помощи разработаны требования к формулам самовнушения и общая схема: от «хочу» ‑ «могу» ‑ «делаю»- «нравится делать» до «хочу делать всегда». Исключается слово «должен», при неосознании или малом осознании оно может заблокировать всю систему.
  • Педагогическое внушение, осуществляемое в целях нравственного и социального воспитания, организуемое в специальных формах:
    • Психорегулирующая тренировка: система сеансов с введением человека в релаксацию, когда даются формулы прямого внушения, несущие воспитательную информацию для решения обозначенной проблемы. Чаще всего создаются доминантные установки на реализацию предметного поведения.
    • Педагогический аутотренинг: основа для введения формул самовнушения нравственного характера; формируются доминантные установки нравственного поведения.
    • Социально-педагогический тренинг: сложная система организационных форм, каждая из которых решает определённую задачу.
    • Детские передачи телевидения, в которых осуществляется педагогическое воздействие на аудиторию на основе методов убеждения и внушения.

Учениками И.Е.Шварца защищено около 50 диссертаций на степень кандидата педагогических наук. Концептуальные идея о взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого при решении сложных педагогических проблем легли в основу докторских диссертаций учеников И.Е.Шварца: Л.К.Гейхман, А.С. Новосёловой, А.И.Санниковой, И.Ю.Черепановой.