Лингвосемиотика культуры

Подюков Иван Алексеевич
  • Подюков Иван Алексеевич
  • Руководитель научной школы, заведующий кафедрой общего языкознания
  • доктор филологических наук, профессор
  • ул. Сибирская, 24, каб 41
  • (342) 238-63-22

Наименование научной школы: «Лингвосемиотика культуры». Руководитель проф. Подюков И.А.

Код специальности по отраслям наук: 9.02.01 – Русский язык.

Код по ГРНТИ: 16.31.61

Основная фундаментальная исследовательская проблема Научной школы: «Лингвосемиотические аспекты бытовой и художественной коммуникации».

Цель исследований

Основной целью исследований в рамках школы является анализ особенностей знаковых систем и лингвосемиотических закономерностей коммуникации в  различных видах и формах культур. Для ее реализации исследователи обращаются к анализу фактов языка в различных применениях – в диалектной, детской и профессиональной среде, в художественном и фольклорном творчестве. С позиций лингвосемиотики  научными специалистами кафедры изучаются особенности языковой картины мира носителя традиционного говора, специфика детского внутреннего лексикона, отражение национальной картины мира в идиостиле писателя, психолингвистические аспекты искусственного и естественного билингвизма, проблемы художественного перевода. 

Исследовательская программа предусматривает изучение с помощью методов семиотики диалектной речи, специфики языка фольклора, процессов культурно-языкового взаимодействия народов, выявление на материале славянских и европейских языков (польский, македонский, немецкий, английский) национальной специфики коммуникации. На фольклорных текстах (македонская сказка, русская народная лирическая поэзия, диалектная паремия), на материале традиционной обрядности исследуются и описываются этнически мотивированные лингвокультурные коды, реконструируются отдельные аспекты фольклорной картины мира. На материале художественных и философских текстов ряда писателей (В.Астафьев, Л. Колаковский, Чеслав Милош) описываются механизмы порождения культурных знаков (символов, метафор), способы вербализации образа мира в различных языковых системах и авторских идиостилях. Исследование этнической специфики коммуникации, в том числе обрядовой, фольклорной и эстетической, осуществляется при описании звукоизобразительных средств русского, коми-пермяцкого, немецкого языков (С.С.Шляхова), фразеологии и фольклорной лексики (И.А. Подюков), художественного символотворчества (Е.Е.Бразговская), детского словотворчества (Т.И.Доценко).

При кафедре создан Центр этнолингвистики народов Прикамья,  который концентрируется на лексикографическом описании говоров Пермского края, на создании баз данных по духовной культуре народов Прикамья. Особый акцент в деятельности Центра делается на разработке лингвокультурологических, этнолингвистических словарей. За последние годы изданы трехтомный словарь русских говоров Южного Прикамья, словарь русских говоров Коми-пермяцкого округа, разрабатываются и публикуются аспектные словари по культурной традиции (Словарь свадебной терминологии Прикамья, Словарь лексики собирательства в пермских говорах, Рыболовный словарь Прикамья, Охотничий словарь Прикамья). Центром также подготовлена серия этнолингвистических изданий, описывающих особенности отдельных этнографических групп русских и коми-пермяков, раскрывающих национальную и региональную специфику определенных культурных комплексов традиционной культуры (календарь, свадьба, магическая традиция русских Прикамья, коми-пермяков).

Краткая история школы

Школа возникает в начале XXI столетия, когда были защищены докторские диссертации Е.Е. Бразговской и С.С. Шляховой, в которых они продолжили лингвосемиотические подходы к рассмотрению фактов языка, реализованные проф. Подюковым И.А. в исследовании русской национальной идиоматики.  Обращение к методам лингвосемиотики позволило членам кафедры объединить научные интересы на разрешении вопросов компаративистики, когнитивистики, лингвокультурологии, этнолингвистики, эстетики языка и лингвопоэтики.

В рамках основных направлений школы кафедрой проводятся научные конференции по проблемам изучения фольклорного текста, по проблемам регионалистики. Защищаются кандидатские диссертации, в которых представлены лингвосемиотические аспекты (лингвосемиотические аспекты диалектной глагольной лексики – Поздеева С.М., семиотика имени в текстах духовных стихов Прикамья – Соломонов М.А., культурная семантика миконимической лексики – Пермякова Л.А., художественный концепт - Ю.Г. Гладких; механизмы включения - Петрович М.А., предикатные знаки в тексте – Иванова С.С., национальная специфика ономатопеи – О.В. Шестакова, звуковая картина мира как семиосфера – Вершинина М.Г.).

Коллектив школы в настоящее время составляют 3 доктора наук, 2 кандидата наук, 3 аспиранта, 1  магистрант.