Интегральная индивидуальность человека и ее развитие

Вяткин Бронислав Александрович
  • Вяткин Бронислав Александрович
  • Руководитель научной школы, директор института Психологии
  • доктор психологических наук, профессор
  • ул. Пушкина 44, 2 этаж
  • (342) 238-63-72, (342) 238–63-82

Наименование научной школы – «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие».

Код специальности по отраслям наук 19.00.01. Общая психология, психология личности, история психологии

Код по ГРНТИ – 15.01. Общие вопросы психологии.

Основная исследовательская проблема (2010-2014)

На данном этапе развития научной школы ее усилия объединены темой «Интегральное исследование индивидуальности человека: история, теория, методология и психологическое сопровождение ее развития в зависимости от пола и возраста в различных социокультурных условиях и сферах деятельности». По сути, это проблема целостного, комплексного исследования индивидуальности человека с оперативным внедрением в общественную практику.

Основные направления исследования:

  1. Теория, история и методология интегрального исследования ИИ человека.
     
  2. Генетические и средовые детерминанты ИИ.
     
  3. Пол и гендер в интегральном исследовании индивидуальности.
     
  4. Метаиндивидульная психология.
     
  5. Психология активности человека.
     
  6. Психология стиля индивидуальности.
     
  7. Онтогенез интегральной индивидуальности.
     
  8. Психология деятельности в экстремальных условиях.
     
  9. Способности, одаренность и креативность в развитии индивидуальности.
Краткая история школы

Основателем школы является проф. В.С.Мерлин (1989 – 1982 гг), трудившийся в Пермском педагогическом институте с 1954 по 1982 гг. Интегральная индивидуальность в теории В.С. Мерлина – саморегулирующаяся и самоорганизующаяся система, характеризующая целостность индивидуальных свойств человека, представляющих собой иерархическую совокупность не входящих друг в друга, относительно автономно существующих подсистем, подчиняющихся различным закономерностям, но особым образом взаимосвязанных в единое целое.

С 1985 года школу возглавляет ученик В.С. Мерлина чл.-корр. РАО Б.А. Вяткин. Существенной заслугой постоянно развивающейся Пермской научной психологической школы в третий, «постмерлинский» период (1983 – 2011 гг), является то, что ей удалось перевести изучение интегральной индивидуальности из плоскости теоретического анализа в плоскость решения образовательных и практических задач.

Современный руководитель –Вяткин Бронислав Александрович – чл.корр. РАО, кавалер медали ордена «За заслуги перед отечеством» II степени,  «Отличник народного просвещения»,  «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». С1982 г. – докт. психол. наук. В1985 г возглавил кафедру психологии ПГПИ. В 1993 году на базе педагогического университета открыл и возглавил отделение психологии, которое затем преобразовал в факультет психологии (1994), а затем в Институт психологии (2003). Осуществляет общее руководство интегральным исследованием индивидуальности человека и условий её развития в современном обществе. Научный руководитель докторантов и аспирантов, подготовил 8 докторов и 56 кандидатов наук.