Специальное (дефектологическое) образование (44.04.03)

Магистерские программы

Форма обучения /
Срок обучения 

Базовое
образование

Вступительные
испытания

Факультет

Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Заочная* /
2 года
5 месяцев

Высшее

Собеседование

Факультет  педагогики  и  психологии  детства

* Обучение только на  внебюджетной (платной) основе 

** Магистерская программа реализуется в сетевой форме согласно договора о сетевой форме реализации образовательной программы, заключенного между ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», «Челябинский государственный педагогический университет», «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Цель и задачи реализации программы

 Основная образовательная программа по направлению подготовки магистров «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» обеспечивается научными исследованиями, реализуемыми выпускающей и обеспечивающими кафедрами факультета педагогики и психологии детства. Кафедры, осуществляющие подготовку по данной магистерской программе, выполняют исследования по следующей тематике: комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего, специального и инклюзивного образования, комплексное изучение развития человека в условиях психического дизонтогенеза, научно-методический поиск оптимальных методов и приемов изучения и коррекции нарушений психического развития, образования, профессиональной ориентации, социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, теоретическое и практическое обеспечение подготовки специалистов, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с различными отклонениями в развитии, изучение гендерного развития детей с нарушенным развитием.

Подготовка магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» для работы с лицами разного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, актуальна и востребована. Она обусловлена современными требованиями к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности, заказом Министерства образования и науки Пермского края на подготовку специалистов в области специального (дефектологического) образования в связи со значительным количеством лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, появлением интегрированных и инклюзивных образовательных учреждений и т.д.

Квалификационная характеристика магистранта по программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает необходимость его подготовки к работе с лицами разного возраста, имеющими различные нарушения и разную степень их выраженности, в том числе с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, слуха, зрения, речи и др. Уникальность выпускника состоит в том, что он, являясь широким специалистом, способным работать с различными категориями детей в условиях специализированных образовательных учреждений, может также совершенно профессионально сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в условиях образовательного учреждения для типично развивающихся детей, в том числе в инклюзивном учреждении. Очевидно, что такой специалист востребован на рынке труда, особенно в тех территориях Пермского края, где недостаточное количество или отсутствуют специалисты обозначенного профиля.

Целью основной образовательной программы магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», является организация качественной подготовки магистров – высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных отечественной системой образования и мотивированных к научно-исследовательской деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускника

Областью профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» является: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Выпускники магистерской программы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • коррекционно-педагогическая,
  • диагностико-консультативная и профилактическая,
  • научно-исследовательская,
  • преподавательская,
  • организационно-управленческая,
  • культурно-просветительская.

Программа предполагает подготовку педагогов-исследователей в области педагогической инноватики, компетентных в вопросах консультирования по проблемам повышения его качества, проектирования содержания, организации, сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, готов к исследованию клинико-психолого-педагогических проблем образования, сопровождению лиц с ОВЗ, обладает профессиональной компетентностью в решении коррекционно-развивающих, образовательных и диагностических задач с использованием современных технологий, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ОВЗ в различных образовательных системах.

Выпускник магистратуры по программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»подготовлен к работе в качестве:

  • учителя-дефектолога в разных государственных и негосударственных образовательных, социальных структурах, структурах здравоохранения;
  • научного сотрудника в научных учреждениях различного типа;
  • методиста, заместителя директора, руководителя подразделений, специалиста управлений образования, специалиста научно-образовательных центров подготовки и переподготовки кадров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; специалиста по инновационной деятельности, руководителя службы сопровождения;
  • преподавателя в учреждениях профессионального образования;
  • специалиста учреждений дополнительного образования.

Выпускники могут продолжать обучение в аспирантуре.

Возможные места трудоустройства

Государственные и негосударственные образовательные, социальные структуры, структуры здравоохранения (реабилитационные центры, центры ранней помощи, центры раннего развития, школы (общеобразовательные, специальные), дошкольные образовательные учреждения (общеобразовательные, специальные), центры психолого-медико-социального сопровождения, консультативные центры, поликлиники, стационары и т.д.); учреждения дополнительного образования; учреждения профессионального образования; научные учреждения различного типа; органы управления образованием; научно-образовательные центры подготовки и переподготовки кадров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; центры инновационного опыта.

Образовательные аспекты

 Обучение по программе предполагает освоение следующих дисциплин:

  • Менеджмент в системе специального образования;
  • Организация инновационной деятельности;
  • Экспертиза качества образования. Мониторинг качества образования;
  • Организационные, содержательные, технологические аспекты работы в команде;
  • Современные проблемы науки и специального дефектологического образования;
  • Проектирование коррекционно-образовательного пространства в вариативных моделях специального образования;
  • Технологии моделирования и проектирования образовательных систем сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Дифференциальная диагностика;
  • Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи в различных социально-институциональных условиях;
  • Проектирование информационно-коммуникационных технологий в системе специального образования;
  • Психолого-педагогическая помощь лицам с комплексными нарушениями;
  • Инновационные технологии в системе профессионального образования;
  • Методология психолого-педагогического исследования;
  • и т.д.
Практическая подготовка

В процессе обучения магистранты проходят практику. Программа предусматривает проведение разных видов практик (Педагогическая практика в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, реабилитационных центрах. Педагогическая практика в учреждениях профессионального образования и другие)

Кадровый состав

Программу реализуют доктора наук, профессора; кандидаты наук, доценты.