Психология (37.03.01)

Магистерские программы

Форма обучения /
Срок обучения

Базовое
образование

Вступительные
испытания

Факультет

Организационная психология

Очная /
2 года

Высшее

Собеседование Факультет Психологии
Психология личности

Очная /
2 года

Высшее

Собеседование


Общие сведения о программах

Основная образовательная программа (далее – Программа) магистратуры по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»,  представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

К проведению занятий в магистратуре планируется  привлечь  высококвалифицированных преподавателей, ведущих ученых в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, информатизации образования, а также  практиков.

Программы  разработаны на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов,  включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Цель и задачи программы

Целью реализации основной образовательной программы магистратуры по направлению «Психология», является  теоретическая и практическая подготовка магистра психологии,  способного  к научно-исследовательской, проектной и внедренческой деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в области организации обучения в системе общего и профессионального образования всех уровней, а также корпоративного образования.

Миссия программы

Динамичное развитие общества,  постоянное внедрение новых промышленных технологий и технологий социального взаимодействия требует постоянного обучения и переобучения во всех образовательных сферах от общего до корпоративного образования. В этой связи обучение, повышение квалификации, консалтинговые услуги и т.д. становятся все более востребованными не только в общем и профессиональном образовании, но и в корпоративном и  бизнес - образовании.

В связи с реализацией новых стандартов общего и профессионального образования кардинальным образом меняется роль  психолога в образовательных учреждениях и в деловой сфере. Он оценивает не только отдельные достижения и особенности протекания учебной, профессиональной деятельности и общения, а сами условия их проектирования и реализации,  становится не просто консультантом, а ведущим экспертом в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценки их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов; анализа потенциальных возможностей инноваций и рисков внедрений.

Новые технологии в производственной сфере  требуют создания центров компетенций для более эффективного их освоения.  Изменяющиеся стандарты ведения бизнеса все больше ориентированы на  реализацию социальной ответственности, что диктует необходимость совершенствования  видов и форм социального взаимодействия, а значит, и  создание корпоративных образовательных программ.

Все эти преобразования выдвигают необходимость подготовки нового психолога, который был бы способен организовывать и сопровождать образовательные процессы в  разных сферах жизнедеятельности человека.

Деятельность психолога должна начинаться не непосредственно с участников образовательного процесса, хотя и этот аспект должен остаться в ведении психологов образования, а с опосредующих образовательный процесс системных требований - образовательных стандартов и инновационных  технологий -  и лишь после этого продолжаться  во внедрении принятых к реализации вариантов психолого-педагогического сопровождения. Разработка организации и  сопровождения обучения должны проектироваться сразу на всех уровнях: от общих целевых компонентов до конкретных ситуаций усвоения содержания обучения.  На каждом уровне должны учитываться объективные психологические механизмы и проектироваться их поддержка  через качественное моделирование основ учебного процесса.

В соответствии с миссией психолога ставятся следующие задачи реализации программы:

  • создание условий для углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, проявлять социальную и профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда;
  • развитие исследовательских умений, реализующихся в постановке проблем исследования, обработке, анализе и систематизации научно-исследовательской информации; определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения научных исследований и методических разработок;  определение состава и операционализация основных изучаемых переменных; подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований,  анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;
  • организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
  • развитие способности к проектно-инновационной деятельности, реализующейся во владении навыками проведения экспертизы и управления образовательными инновациями в учреждениях среднего, высшего и  корпоративного образования; анализ задач обучения, определение потребностей, диктующих необходимость изменений уровня компетентности обучающихся, формулирование целей, ограничений и рисков образовательных проектов; научное, методическое и экономическое обоснование образовательных проектов и инноваций,  планирование деятельности по реализации проекта; оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений; экспертиза инноваций и психологическое сопровождение  процессов их внедрения и функционирования, оценка эффективности; поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, информационной, социальной и экономической безопасности, стоимости; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;
  • обучение магистров основам организационно-управленческой деятельности, способными стать ведущими экспертами в  вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценке их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов, потенциальных возможностей и рисков внедрений; определении целей и постановке задач психологической службы, определение ее функций и структуры; развитии образовательной организации в соответствии с разработанными планами и программами развития; разработке и внедрении эффективной модели деятельности образовательной организации;
  • в части практической психологической деятельности - экспертиза образовательных проектов в социальных, политических, экономических, организационных сферах с точки зрения их психологических оставляющих и последствий; консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг); психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности; индивидуальное психологическое консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста; разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий;
  • в сфере педагогической деятельности способность к определению содержания, форм и технологий обучения в системе среднего, высшего и дополнительного образования, а также в деловой и бизнес-сферах; системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных  и тренинговых группах; оценка и контроль эффективности обучения; готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы; способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения образовательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации для повышения их качества.
Компетентностная модель выпускника

Задачи профессиональной деятельности, к которым подготовлены выпускники данных программ:

  • научно-исследовательская деятельность:
    • постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;
    • определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;
    • подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;
    • организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;
  •  практическая деятельность:
    • разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем;
    • составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;
    • экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения;
    • психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес – деятельности по проблемам связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста;
  • проектно-инновационная деятельность:
    • научное, методическое и экономическое обоснование инновационных проектов;
    • психологическое сопровождение деятельности по реализации проекта;
    • оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению инновационных проектов;
  • организационно-управленческая деятельность:
    • определение целей, задач, организация работы психологической службы в различных областях профессиональной деятельности;
    • проектирование и создание психологического инструментария работы психолога с учетом требований качества, надежности, валидности, стоимости, информационной, социальной, экономической и этической безопасности;
  • педагогическая деятельность:
    • участие в выявлении потребностей общества в высококвалифицированных профессиональных психологах, определение целей, содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования;
    • системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения.
Возможные места трудоустройства

 Выпускник по магистерской программе данного направления может работать практическим психологом в любом учреждении системы образования, здравоохранения и правоохранения, специалистом или руководителем службы практической психологии.

Возможность продолжения обучения

 Выпускники магистратуры могут продолжить обучение в аспирантуре ПГГПУ по следующим специальностям:

Шифр

Название специальности

Руководители

Психологические  науки

19.00.01

     

Общая психология, психология личности, история психологии

     

Вяткин Б.А., доктор психологических наук, профессор

Щукин М.Р., доктор психологических наук, профессор

Хрусталева Т.М., доктор психологических наук, профессор

Волочков А.А., доктор психологических наук, профессор

Корниенко Д.С. доктор психологических наук, доцент

Коптева Н., доктор психологических наук, доцент

Особенности магистерских программ направления «Психология»
Магистерская программа «Организационная психология»

Данная магистерская программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области организационной психологии, управления персоналом в организации, а также обеспечить формирование практических умений в применении научных достижений для решения прикладных задач.

Магистерская программа «Психология личности»

Отличительной особенностью выпускника магистратуры «Психология личности» является его теоретическая компетентность и практические навыки в области диагностики, коррекции и консультирования личности в связи с ее представлением о себе, системой ценностей, спецификой супружеских и детско-родительских отношений, сложившейся карьерой.