Психолого-педагогическое образование (44.04.02)

Магистерские программы

Форма обучения /
Срок обучения

Базовое
образование 

Вступительные
испытания

Факультет

Психология управления образовательной средой

Очная /
2 года 

Высшее

Собеседование

Факультет Психологии

 

Психология здоровья и развития в образовании**

Заочная* /
2 года
5 месяцев 

Высшее

Собеседование

* Обучение только на  внебюджетной (платной) основе 

** Магистерская программа реализуется в сетевой форме согласно договора о сетевой форме реализации образовательной программы, заключенного между ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», «Челябинский государственный педагогический университет», «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Общие сведения о программах

Основная образовательная программа (далее – Программа) магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Магистерская программа «Психология управления образовательной средой» реализуется в порядке сетевого взаимодействия между тремя вузами-парнерами (ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»).

Преимущество реализации Программы в сетевой форме взаимодействия заключается в том, что у студентов и преподавателей расширяется образовательное пространство, создаются условия для академической мобильности, Совместная программа – это основа для развития профессионализма путем взаимодействия с носителями новых научных школ.

К проведению занятий в магистратуре планируется привлечь высококвалифицированных преподавателей, ведущих ученых в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, информатизации образования, а также практиков.

Программа разработана на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Цель и задачи программы

Целью реализации основной образовательной программы магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование», программа «Психология управления образовательной средой» является теоретическая и практическая подготовка магистра психолого-педагогического образования, способного к научно-исследовательской, проектной и внедренческой деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в области организации обучения в системе общего и профессионального образования всех уровней, а также корпоративного образования.

Миссия программы

Динамичное развитие общества, постоянное внедрение новых промышленных технологий и технологий социального взаимодействия требует постоянного обучения и переобучения во всех образовательных сферах от общего до корпоративного образования. В этой связи обучение, повышение квалификации, консалтинговые услуги и т.д. становятся все более востребованными не только в общем и профессиональном образовании, но и в корпоративном и бизнес - образовании.

В связи с реализацией новых стандартов общего и профессионального образования кардинальным образом меняется роль психолога в образовательных учреждениях и в деловой сфере. Он оценивает не только отдельные достижения и особенности протекания учебной, профессиональной деятельности и общения, а сами условия их проектирования и реализации, становится не просто консультантом, а ведущим экспертом в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценки их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов; анализа потенциальных возможностей инноваций и рисков внедрений.

Новые технологии в производственной сфере требуют создания центров компетенций для более эффективного их освоения. Изменяющиеся стандарты ведения бизнеса все больше ориентированы на реализацию социальной ответственности, что диктует необходимость совершенствования видов и форм социального взаимодействия, а значит, и создание корпоративных образовательных программ.

Все эти преобразования выдвигают необходимость подготовки нового психолога, который был бы способен организовывать и сопровождать образовательные процессы в разных сферах жизнедеятельности человека.

Деятельность психолога образования должна начинаться не непосредственно с участников образовательного процесса, хотя и этот аспект должен остаться в ведении психологов образования, а с опосредующих образовательный процесс системных требований - образовательных стандартов и инновационных технологий - и лишь после этого продолжаться во внедрении принятых к реализации вариантов психолого-педагогического сопровождения. Разработка организации и сопровождения обучения должны проектироваться сразу на всех уровнях: от общих целевых компонентов до конкретных ситуаций усвоения содержания обучения. На каждом уровне должны учитываться объективные психологические механизмы и проектироваться их поддержка через качественное моделирование основ учебного процесса.

В соответствии с миссией психолога образования ставятся следующие задачи реализации программы:

  • создание условий для углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, проявлять социальную и профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда;
  • развитие исследовательских умений, реализующихся в постановке проблем исследования, обработке, анализе и систематизации научно-исследовательской информации; определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения научных исследований и методических разработок; определение состава и операционализация основных изучаемых переменных; подбор методик, планирование и организация проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, построение математических моделей для изучаемой предметной области;
  • организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
  • развитие способности к проектно-инновационной деятельности, реализующейся во владении навыками проведения экспертизы и управления образовательными инновациями в учреждениях среднего, высшего и корпоративного образования; анализ задач обучения, определение потребностей, диктующих необходимость изменений уровня компетентности обучающихся, формулирование целей, ограничений и рисков образовательных проектов; научное, методическое и экономическое обоснование образовательных проектов и инноваций, планирование деятельности по реализации проекта; оценка готовности общественности, организаций и персонала к осуществлению изменений; экспертиза инноваций и психологическое сопровождение процессов их внедрения и функционирования, оценка эффективности; поиск оптимальных решений на основе современной методологии и соответствующего ей психологического инструментария с учетом требований качества, надежности, валидности, информационной, социальной и экономической безопасности, стоимости; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика;
  • обучение магистров основам организационно-управленческой деятельности, способными стать ведущими экспертами в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценке их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов, потенциальных возможностей и рисков внедрений; определении целей и постановке задач психологической службы, определение ее функций и структуры; развитии образовательной организации в соответствии с разработанными планами и программами развития; разработке и внедрении эффективной модели деятельности образовательной организации;
  • в части практической психологической деятельности - экспертиза образовательных проектов в социальных, политических, экономических, организационных сферах с точки зрения их психологических оставляющих и последствий; консультирование организаций по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг); психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической и бизнес-деятельности; индивидуальное психологическое консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста; разработка моделей диагностики жизненных проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; разработка, выбор и реализация адекватных проблемам форм, методов и программ коррекционных мероприятий;
  • в сфере педагогической деятельности способность к определению содержания, форм и технологий обучения в системе среднего, высшего и дополнительного образования, а также в деловой и бизнес-сферах; системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных и тренинговых группах; оценка и контроль эффективности обучения; готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы; способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения образовательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации для повышения их качества.
Компетентностная модель выпускника 

Задачи профессиональной деятельности, к которым подготовлены выпускники данных программ:

  • изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;
  • разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность обучающихся, взаимодействие педагога и детей;
  • эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;
  • организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
  • участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
  • организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
  • формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;
  • организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.

В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

  • контроль за ходом психического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
  • разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
  • осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов;
  • реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии детей;
  • мониторинг сформированности компетенций обучающихся;
  • разработка совместно с педагогами траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
  • взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;
  • разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
  • организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;
  • организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
  • проведение экспертизы образовательной среды;
  • исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы.

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании:

  • контроль за ходом психического развития воспитанников с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов;
  • подбор и модификация психолого-педагогических и стандартизированных методов психологической диагностики для обследования детей с сенсорными, речевыми, двигательными и интеллектуальными нарушениями разного возраста;
  • психологическая диагностика детей с разными типами ОВЗ в психолого-медико-социальных комиссиях и центрах;
  • психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с ОВЗ;
  • психологическая коррекция социальной дезадаптации лиц с ОВЗ;
  • консультирование детей и взрослых с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам воспитания и обучения, особенностям психического развития, жизненного и профессионального самоопределения;
  • профилактика отклонений в психическом развитии детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, двигательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер;
  • анализ отечественных и зарубежных направлений и методов коррекционного и восстановительного обучения, их отбор и внедрение в практику коррекционного образования.

В области педагогической деятельности:

  • обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);
  • осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы;
  • обеспечение оптимальных условий адаптации детей к образовательному учреждению на каждой возрастной ступени;
  • оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;
  • организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности педагогических работников и родителей обучающихся.

В области научно-исследовательской деятельности:

  • изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;
  • разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);
  • проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;
  • анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;
  • экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;
  • создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
  • разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
  • изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.

В области научно-методической деятельности:

  • организация работы по методическому обеспечению содержания образования;
  • анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса;
  • сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;
  • научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;
  • анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;
  • психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;
  • оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;
  • участие в разработке информационных и методических материалов;
  • проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.

В области организационно-управленческой деятельности:

  • разработка и реализация эффективной системы мер по защите и охране прав работников образовательного учреждения;
  • развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами развития учреждения;
  • использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе;
  • разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения;
  • обеспечение условий для создания психологической комфортной среды образовательного учреждения;
  • организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор педагогических и иных кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации);
  • организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;
  • разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения;
  • создание модели эффективного управления мотивацией педагогов и специалистов образовательного учреждения, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.
Возможные места трудоустройства

Выпускник по магистерской программе данного направления может работать практическим психологом в любом учреждении системы образования, здравоохранения и правоохранения, специалистом или руководителем службы практической психологии.

Возможность продолжения обучения

 Выпускники магистратуры могут продолжить обучение в аспирантуре ПГГПУ по следующим специальностям:

 

Шифр

Название специальности

Руководители

Психологические  науки

19.00.01

     

Общая психология, психология личности, история психологии

     

Вяткин Б.А., доктор психологических наук, профессор

Щукин М.Р., доктор психологических наук, профессор

Хрусталева Т.М., доктор психологических наук, профессор

Волочков А.А., доктор психологических наук, профессор

Корниенко Д.С. доктор психологических наук, доцент

Коптева Н., доктор психологических наук, доцент 

Особенности магистерских программ направления «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа «Психология управления образовательной средой»

Данная магистерская программа создана в сотрудничестве с Челябинским государственным педагогическим университетом и Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы. Потребность в создании такой магистерской программы связана с тем, что в связи с реализацией новых стандартов общего и профессионального образования кардинальным образом меняется роль психолога в образовательных учреждениях и в деловой сфере. Он оценивает не только отдельные достижения и особенности протекания учебной, профессиональной деятельности и общения, а сами условия их проектирования и реализации, становится не просто консультантом, а ведущим экспертом в вопросах отбора и организации внедрения инноваций в обучении; оценки их влияния на личностные, коммуникативные, интеллектуальные, мотивационные аспекты развития групп участников процесса и индивидов; анализа потенциальных возможностей инноваций и рисков внедрений. 

Магистерская программа «Психология здоровья и развития в образовании»

Данная магистерская программа нацелена на подготовку экспертов по вопросам целостного психологического сопровождения образовательного процесса. Рассматриваются в теоретическом ключе и на практике проблемы психологического здоровья учащихся и педагогов, методы психологического консультирования, профориентации, технологии диагностики психологического состояния участников образовательного процесса, процедуры мониторинга личностных и метапредметных результатов учебной деятельности, технологии моделирования образовательных систем.